Менее всего мудрец одинок тогда, когда находится в одиночестве. (Часть II)

Ной жил в тот редкий период, когда праведный «остаток» сократился до размеров одного человека.

Я не боюсь одиночества без людей, я боюсь одиночества без веры.
Николай Сербский

Алтай, Россия

Предсказать мы можем одно: если любишь — будешь страдать.
Не хочешь страдать — не люби; и получишь тягчайшее из страданий — одиночество.
П. Крифт

Мне хотелось сидеть в одиночестве в комнате с задернутыми шторами. Вот от чего я тащился.
Чарльз Буковски

– Вы бываете одиноки, сэр?
– Только с людьми.
Х/ф Тонкая красная линия США 1998

Утешает только самое простое. Вода, дыхание, вечерний дождь. Только тот, кто одинок, понимает это.
Э. Ремарк «Триумфальная арка»

112

Чего другого, а вот одиночества хватает. Деньги, скажем, у меня быстро кончаются, одиночество — никогда…
Сергей Довлатов

Я предпочитаю быть один, но рядом с кем-то…
Сергей Довлатов

***

– Нельзя иметь все, Скарлетт. Вы либо будете делать деньги неподобающим для дамы способом и всюду встречать холодный прием, либо будете бедны и благородны, зато приобретете кучу друзей. Вы свой выбор сделали.
– Бедствовать я не стану, – быстро проговорила она. – Но… я сделала правильный выбор, да?
– Если вы предпочитаете деньги.
— Да, я предпочитаю деньги всему на свете.
— Тогда вы сделали единственно возможный выбор. Но за это надо платить — как почти за все на свете. И платить одиночеством.

Маргарет Митчелл. Унесённые ветром

***

Одиночество — это болезнь, очень гордая и на редкость вредная.
Эрих Мария Ремарк «Земля обетованная»

Если ты не такой, как другие, то обречен на одиночество. Относиться к тебе будут подло.
Олдос Хаксли «О дивный новый мир»

Грех гордыни, как никакой другой, обрекает грешника на одиночество.
Айрис Мёрдок

Одиночество обусловлено не отсутствием людей вокруг, а невозможностью говорить с людьми о том, что кажется тебе существенным, или неприемлемостью твоих воззрений для других.
Юнг

Одиночество — это болезнь, очень гордая и на редкость вредная.
Ремарк Земля обетованная

— А где же люди? В пустыне так одиноко…
— Среди людей тоже одиноко.
Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц

111

В одиночестве я ищу покоя, но не уныния.
Эдгар Аллан По. Поместье Арнгейм

Если тебе скучно наедине с собой, значит, ты в дурном обществе.
Жан-Поль Сартр

Одиночество не имеет никакого отношения к тому, много у нас знакомых или мало.
Эрих Мария Ремарк «Черный обелиск»

В этом грохочущем гротескном мире я сильно скучаю по тишине.
Ф. М. Достоевский

Что она делает на белом свете, если она правда живет совершенно одна?
Джон Голсуорси. Сага о Форсайтах

И среди тысячной толпы – ты одинок,
и находясь с собой наедине – ты одинок.
Ч.Айтматов Плаха

И без людей человек не может жить и с людьми тяжко.
Ч.Айтматов Плаха

Бывают люди одиноки не от того, что не нужны, а потому лишь, что честны. И с кем-то быть им запрещает разум, с кем-то — сердце…

109

Я — человек, для которого уединение жизненно необходимо.
Чарльз Буковски

Как приятно лежать неподвижно на диване и сознавать, что ты один в комнате! Истинное счастие невозможно без одиночества.
Антон Чехов

Поздно вечером одиночество стало физически ощутимым, причиняющим боль.
Мишель Уэльбек. Расширение пространства борьбы

Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому.
Максим Горький. «Макар Чудра»

110

Жизнь — это одиночество.
Рэй Брэдбери

104

Горе мне! ибо со мною теперь — как по собрании летних плодов, как по уборке винограда: ни одной ягоды для еды, ни спелого плода, которого желает душа моя.
Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть.
Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело.
Лучший из них — как терн, и справедливый — хуже колючей изгороди, день провозвестников Твоих, посещение Твое наступает; ныне постигнет их смятение.
Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих.
Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка — против свекрови своей; враги человеку — домашние его.
А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего: Бог мой услышит меня.
Михея 7:1-7

Страшнее нету одиночества,
Чем одиночество в толпе,
Когда безумно всем хохочется,
А плакать хочется тебе…
М. Лермонтов

Мы сидим впятером и о жизни мечтаем.
Мы сидим впятером, кипятим воду к чаю.
Мы сидим впятером, мы одни во вселенной.
Мы сидим впятером.
Мы сидим. Я и стены.

101

Нет ничего лучше на свете, чем любить одиночество. Если владеешь искусством одиночества, это делает тебя сильным, свободным и бесстрашным.
Борис Акунин

Нельзя сидеть все время в своем углу леса и ждать, когда к тебе придут другие. Надо иногда и самому выбираться к ним.
Винни-Пух

Если вам холодно, то ведите себя теплее.
Эрих Мария Ремарк

В одиночестве человек часто чувствует себя менее одиноким.
Дж. Байрон

Одиночество – хорошее место для визитов, но плохое – для проживания.
Марти Ольсен Лэйни «Непобедимый интроверт»

Мне нужно поговорить, а слушать меня некому.
Рэй Брэдбери, «451 градус по Фаренгейту»

108

Книга — это вечная мысль. Рука, протянутая через десятилетия и века, когда рядом невозможно найти собеседника.
Йозеф Эметс

Одиночество, физическое и душевное, порождает тоску, а тоска еще усиливает одиночество.
Ф. Фицджеральд. Ночь нежна

Как приятно, когда есть с кем поговорить, кроме самого себя и моря.
Эрнест Хемингуэй «Старик и море».

103

Одиночество обусловлено не отсутствием людей вокруг, а невозможностью говорить с людьми о том, что кажется тебе существенным.
(К.Г.Юнг)

Видите ли, в одиночестве есть своя прелесть, свое очарование. Его можно сравнить с прогулкой по старой, всеми забытой дороге, где уже давно никто не ходит…
Артуро Перес-Реверте

Просто сегодня у меня разболелось одиночество. Но это чепуха, старые раны всегда ноют в непогоду.
Дина Рубина. По субботам

Как приятно лежать неподвижно на диване и сознавать, что ты один в комнате! Истинное счастие невозможно без одиночества.
Антон Чехов

11 Воспылал на меня гневом Своим
и считает меня между врагами Своими.
12 Полки Его пришли вместе
и направили путь свой ко мне
и расположились вокруг шатра моего.
13 Братьев моих Он удалил от меня,
и знающие меня чуждаются меня.
14 Покинули меня близкие мои,
и знакомые мои забыли меня.
15 Пришлые в доме моем
и служанки мои
чужим считают меня;
посторонним стал я в глазах их.
16 Зову слугу моего,
и он не откликается;
устами моими я должен умолять его.
17 Дыхание мое опротивело жене моей,
и я должен умолять ее
ради детей чрева моего.
18 Даже малые дети презирают меня:
поднимаюсь, и они издеваются надо мною.
19 Гнушаются мною все наперсники мои,
и те, которых я любил,
обратились против меня.
Иов 19

11 Он пышет гневом на меня,
Он причисляет меня к Своим врагам.
12 Он полчища Свои на меня посылает,
они меня осаждают
и разбивают свой лагерь вокруг моего шатра.
13 Он заставил братьев моих ненавидеть меня,
и знакомые мои от меня отстранились.
14 Родные покинули меня,
друзья меня забыли.
15 И гости, и слуги мои считают меня посторонним,
на меня, как на странника, смотрят.
16 Я зову слугу своего, но он не отзывается,
даже когда я молю его о помощи.
17 Запах дыханья моего жене моей опротивел,
родные братья не хотят быть возле меня.
18 Даже малые дети меня отвергают
и смеются, едва я появляюсь.
19 Я вызываю отвращение у близких друзей,
и те, кого люблю я, отвращения ко мне полны!
Иов 19 Современный перевод


Художник Robert McGinnis

Ты жил один! Друзей ты не искал
И не искал единоверцев.
Ты острый нож безжалостно вонзал
В открытое для счастья сердце.

За чувство одиночества отвечает тот же участок мозга, что и физическую боль.

«Безумный друг! Ты мог бы счастлив быть!..»
«Зачем? Средь бурного ненастья
Мы, всё равно, не можем сохранить
Неумирающего счастья!»
А. Блок

У меня не так много близких друзей, с кем я могла бы пооткровенничать. Поэтому одиночество — иной раз тоже достойный собеседник.
Анджелина Джоли

«Утешает только самое простое. Вода, дыхание, вечерний дождь. Только тот, кто одинок, понимает это»
Э.М.Ремарк

Устал. Одиночества мучительно хочется.
Лев Толстой

Чувство одиночества ослабляет иммунную систему человека.

Мы с тобою одни на планете пустой.
Постой…
Р.Рождественский

Склонность к уединению проявилась у меня в сравнительно раннем возрасте. Любым совместным занятиям я предпочитал чтение в тишине или погружение в музыку — и
никогда не скучал.
Харуки Мураками

16 Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен.
17 Скорби сердца моего умножились; выведи меня из бед моих,
18 призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои.
Пс.24

— Кому ты нужен?
— Богу!
— А почему же он тебе не пишет?!
— Пишет, пишет, Он мне целую Библию написал.

Чем дольше вы будете жить, тем сильнее будет ваше одиночество.
Х/ф Башмаки рыбака (1968)

Наиболее сильные люди и наиболее одиноки.
Генрик Ибсен

Холодят мне душу эти выси,
Нет тепла от звездного огня.
Те, кого любил я, отреклися,
Кем я жил — забыли про меня.
Сергей Есенин

107

Если ты с мечтой расстался,
Если вдруг один остался,
Или день твой не задался с утра.
В жизни важно научиться,
На мажор переключиться,
Если вдруг с тобой случится хандра.
Виктор Третьяков — Карамелька

Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И как преступник перед казнью
Ищу кругом души родной…
Михаил Юрьевич Лермонтов

Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье все готовы —
Никто не хочет грусть делить.
Михаил Юрьевич Лермонтов

На душе невесело. Хочется одиночества, с людьми тяжело.
Лев Толстой

Одиночество стало какой-то стыдной болезнью.
Почему все так его чураются?
Да потому, что оно заставляет думать.
Фредерик Бегбедер

Глупый избегает одиночества, в то время как мудрый наслаждается им.

Хотя мы обычно стремимся прожить жизнь вдвоем или в коллективе, наступает время, чаще всего в преддверии смерти, когда перед нами с холодной ясностью открывается истина: мы рождаемся и умираем в одиночку. Я слышал признание многих умирающих пациентов, что самое страшное — не то, что ты умираешь, а что ты умираешь совсем один.
Ирвин Ялом. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы

…я с товарищами был на ты, но ни с кем почти не был товарищем, я сделал себе угол и жил в углу.
Федор Михайлович Достоевский. Подросток

«Я жить устал, я жизнью этой сыт
И зол на то, что свет еще стоит.»
Шекспир

Будучи нелюдимым и вместе с тем словоохотливым, не желая никого видеть, но испытывать потребность поговорить с кем-нибудь, он выходил из затруднения, беседуя сам с собою.
Виктор Гюго. Человек, который смеется

Одиночество ранит куда сильнее, чем физическая боль.
Ван Пис

Многие довольствуются тем, что чуть больше чем одиночество.
Х/ф Третья звезда

Знаешь, я в этих каменных стенах так долго один
И я держусь, но из последних сил.
Смоки Мо — Москва

Кто гордость победить не мог,
Тот будет вечно одинок,
Кто любит, — должен быть рабом.
Дмитрий Сергеевич Мережковский

Он рисковал остаться в полном одиночестве на своём пути, но обрёл компанию в лице героев любимых книг.
В диких условиях

Когда на сердце станет одиноко,
А самый близкий станет как чужой,
Взгляни на небо и вздохни глубоко!
Запомни — Бог всегда с тобой!

96

Кто одинок, тот не будет покинут.
Эрих Мария Ремарк. Три товарища

Мы рождаемся одинокими, мы живем одинокими, мы умираем одинокими. Только в любви и дружбе мы можем на время представить, что мы не одиноки.
Орсон Уэллс

Одиночество — союзник печали, оно же спутник духовного возвышения.
Джебран Халиль Джебран

1

… полагаю, это и есть первый признак одиночества — когда чувствуешь себя бесполезным.
Жозе Сарамаго. Год смерти Рикардо Рейса

— Вы живете один?
— Да.
— И вам не одиноко?
— Нет, у меня дома интернет.
Розовая пантера

— Тебе скучно и одиноко? Тебе нечем заняться? Мне бы твои проблемы!..

Когда так много позади
всего,
в особенности — горя,
поддержки чьей-нибудь не жди,
сядь в поезд,
высадись у моря.
Оно обширнее.
Оно
и глубже.
Это превосходство —
не слишком радостное. Но
уж если чувствовать сиротство,
то лучше в тех местах,
чей вид
волнует,
нежели язвит.
Иосиф Бродский

«Нам очень часто холодно и не всегда дело в том, что за окном зима…
Чаще нам просто холодно от одиночества.»
Антон Маханов

«Одиночество не имеет никакого отношения к тому, много у нас знакомых или мало.»
Эрих Мария Ремарк «Черный обелиск»

Менее всего мудрец одинок тогда, когда находится в одиночестве.
Джонатан Свифт

Приходишь домой, варишь кофе, садишься в кресло и вокруг тишина …
И каждый из нас сам выбирает, что это: Одиночество или Свобода.

Если боитесь одиночества, то не женитесь.
А. П. Чехов Степь

Пусть Господня рука охраняет тебя
Там, где кажется – ты одинок.
Только помни всегда: не один ты тогда,
Когда рядом с тобою Бог!

Я никому себя не выдам
Я слов притворных не хочу
Свои потери и обиды.
Я одиночеством лечу.

Душа свернулась, как котёнок
Пережидая холода.
Мне о себе она напомнит
Царапнув сердце иногда.

Сегодня после полудня боль из-за моего одиночества охватила меня так пронзительно и круто, что я отметил: таким путем растрачивается сила, которую я обретаю благодаря писанию и которая предназначалась мною, во всяком случае, не для этого.
Франц Кафка. Дневники

Одиночество сделало меня смелым.
Алекс Флинн

— Что ты несешь, Ёжик?
— Море.
— Зачем тебе море?
— Скоро зима, а я все один да один…
Осенние корабли

Я уже многих не помню
С кем я когда-либо был,
С кем я напился бессонниц
На перекрёстках судьбы.
Мне уже с многими скучно,
Успел от многих устать,
Мне в одиночестве лучше,
Легче и проще мечтать.
Юрий Лоза

Я имею счастье проводить время с утра и до вечера в обществе гениального человека, то есть с самим собой, а это очень приятно.
Виктор Гюго. Собор Парижской Богоматери

В Москве и Коста Рике,
В Париже, в Таганроге
Брюнетки и блондинки
Бывают одиноки.
И рыжие, как пламя,
И звонкие, как льдинки,
Бывают одиноки
Брюнетки и блондинки.

Люди не любят быть одни,
Собираются в стаи, вьют города.
Григорий Лепс — Оглянитесь

Собака-поводырь — отличный подарок для тех, кто не умеет наслаждаться одиночеством.

Если рядом с человеком идет собака, путь уже не кажется таким безнадежно одиноким.
Иржи Марек

Эта женщина больна,
Эта женщина одна,
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
Анна Ахматова

101

Задумчивая душа склоняется к одиночеству.
Омар Хайям

«Вам хорошо, вы одиноки», — сказал мне Хассе.
Что ж, и впрямь все отлично, — кто одинок, тот не будет покинут.
(Ремарк)

— Где болит?
«Там, где никому не видно, — подумал я…»
Рэй Брэдбери. Смерть — дело одинокое

97

А каково будет мое наказание?
Как у всех, наверное…
У всех?!
Ну, да, у всех – одиночество.
Одиночество.
Вот именно, одиночество.
И никакого снисхождения?
Не спрашивайте меня. Об этом судить не мне.

Я уже ничего не ждала,
Начала привыкать к одиночеству.
Намекнули, грустя, зеркала:
Представляйся по имени — отчеству!
Мексиканские фильмы любя,
С героинями плакала поровну.
Но когда увидала тебя,
Жизнь рванула в обратную сторону.
Лариса Рубальская

100

Я — человек, для которого уединение жизненно необходимо.
Чарльз Буковски

Не люблю я бывать в обществе: или скучно, или врать надо.
Конан-Дойль, «Аристократ-холостяк»

Я завидую параноикам. Они на самом деле считают, что люди обращают на них внимание.
/Сьюзен Зонтаг/

98

Я вообще не понимаю о чем можно говорить с человеком, который никогда не сидел в одиночной камере.
/Дзержинский/

Человек, отделяющий себя от других, лишает себя счастья, потому что чем больше он отделяет себя, тем хуже его жизнь.
Л.Толстой

Одиночество может быть не только от неуживчивости характера, но и от нестандартного мышления.
(Илья Шевелев)

89

Я хочу хоть с одним человеком обо всём говорить как с собой.
Фёдор Михайлович Достоевский. Идиот

«вместо проявления заботы друг о друге партнеры используют друг друга в качестве средства борьбы со своей изоляцией»
Ирвин Ялом

106

» я иду без всякой цели, ни о чем не думая. Нет, я думаю о том, что мне так холодно оттого, что я страшно одинок. Одинок же я потому, что никого не люблю. Самый верный признак одиноких то, что они ничего и никого не любят. Нет одиночества с любовью. И когда я слушаю людей, жалующихся на одиночество и уверяющих, что они любят, я про себя думаю: бедняга, тебе зачем-то хочется убедить меня в том, что в твоем кошельке в одно время и пустота и целое состояние.»
(«Записки курносого Мефистофеля» Венниченко )

99

Послушайте, я неплохо образован
Я изучал Западную Цивилизацию.
Знаете ли вы, о чем она все время говорит?
— Я одинок
Эйлин Майлс

— Ты странная…
— Я знаю. Я одиночка — мы часто кажемся странными.
Турецкий для начинающих

Человек одинок тогда, когда он никого не любит.
Иван Ильин

29

Одинокие люди много спят.

Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать.
Антуан де Сент-Экзюпери

Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается.
Но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее.
Франсуа де Ларошфуко

71

— Мне очень нравятся старые шхуны. Неужели такая красавица была в плачевном виде?
— Была… брошена и никому не нужна…
— Знакомое состояние…
Х/ф Послание в бутылке

От него мало что узнаешь — рыбы и те разговорчивее.
Х/ф Послание в бутылке

Способность любить и хорошо переносить одиночество — показатель духовной зрелости.

77

Одиночество лучше, чем плохой друг.

Есть причина моего одиночества — мне так спокойнее.
Предложение

Из забывших меня можно составить город.
Иосиф Бродский

105

«Когда человек мыслит глубоко и серьёзно, ему плохо приходится среди широкой публики»
Гёте

102

***

Когда ты плакал так долго и твое сердце страдало, Он видел каждую твою слезинку.

Когда ты был одинок и твои друзья были слишком заняты, чтобы сделать тебе один телефонный звонок,
Он был рядом.

Когда для тебя все перестало иметь значение, ты был запутан и разочарован,
Он стал ответом для тебя.

Когда твой взгляд просветлился, и ты увидел следы надежды —
Это Он шептал тебе…

Когда что-то радостное случилось и твое сердце было наполнено благоговением —
Он улыбался тебе.

Когда все у тебя шло хорошо, и ты был полон благодарности —
это Он благословлял тебя.

Помни, что чтобы ни происходило в твоей жизни, с чем бы ты не сталкивался, БОГ ЭТО ЗНАЕТ.

***

Читать Одиночество Часть I

Добавить комментарий

