Центральный момент душепопечения

В Библии приводится много примеров человеческих нужд. На ее страницах мы читаем о беспокойстве, одиночестве, унынии, сомнении, горе, печали, насилии, аномальной сексуальности, горечи, бедности, алчности, болезни, межличностной напряженности и о целом ряде других персональных проблем, показанных иногда на примере жизни величайших святых.

Возьмем Иова, человека благочестивого, богатого и весьма уважаемого современниками. И вот в одночасье он лишается всего: имения и здоровья; все дети Иова погибают от смерча, что ввергает его в безутешное горе и отчаяние; вместо поддержки, он слышит от жены упреки и жалобы; трое друзей предлагают ему какую–то помощь, а Бог, казалось, пребывает где–то далеко.

Затем появляется Елиуй. Этот молодой человек выслушивает Иова и внимает его борениям. Елиуй разоблачает тех благонамеренных, но бесчувственных душепопечителей, которые прочитали Иову лекции, пытаясь помочь советом. Елиуй же, выказывая Иову благорасположение и заботу, почтительную готовность встать на один с ним уровень (без тени отношения: «я более свят, нежели ты»), смело противостоит ему, твердо указывая на суверенного Бога, одного способного помочь человеку во время испытаний. Елиуй — пример душепопечителя, преуспевшего там, где не удалось иным.

Несколько лет назад бывший президент Американской ассоциации психологов сделал такой вывод: даже сегодня три душепопечителя из четырех остаются безуспешными. Последние научные исследования показали, что большинство пасторов осознают свою неподготовленность к роли душепопечителей и по большей части не очень компетентны. Есть основания считать, что труд большинства душепопечителей не приносит положительных результатов и даже наносит урон их подопечным.

Но есть и такие, что достигают поставленных целей, весьма эффективно занимаясь душепопечением. Личность этих людей характеризуется такими качествами, как искренность, отзывчивость, сострадание и способность отстаивать правду, причем делать это с открытой душой и плодотворно. Эти душепопечители искусны в методиках, которые помогают подопечным продвигаться к поставленным целям.

В начале в этой главе мы рассмотрим общие и конкретные цели душепопечения, обсудим взаимоотношения участников, осветим вкратце несколько основных методик, дадим общее представление о процессе душепопечения и в завершение познакомимся с теоретическими подходами.
Цели душепопечения

Что заставляет людей обращаться за помощью к душепопечителю? Какие цели они преследуют при этом? На данные вопросы легких ответов не бывает. На каждый вопрос подопечные, как, впрочем, и душепопечители, могут отвечать по–разному.

Христианские душепопечители могли бы, наверное, ожидать, что их подопечные будут просить помочь с молитвой, с сомнениями, связанными с учением, с вопросами духовного роста или вины в связи с греховным поведением. Однако, согласно одному исследованию, лишь 10 процентов пастырского душепопечения связаны с вопросами, которые касаются религии. Чаще всего люди приходят в связи с проблемами в браке, депрессией, межличностными конфликтами, смятением, поисками смысла жизни и другими.

Иисуса заботили проблемы подобного рода. Он утверждал, что явился для того, чтобы мы имели жизнь, и жизнь с избытком. В одном, быть может самом известном, стихе Священного Писания Иисус объявляет о цели, с которой Бог послал Своего Сына: «Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Стало быть, Иисуса занимали две человеческие цели: жизнь с избытком на земле и жизнь вечная на небе.

Душепопечитель, последователь Иисуса Христа, имеет те же самые конечные цели: показать людям, как обрести жизнь с избытком, и говорить о вечной жизни, обещанной верующим. При серьезном отношении к Великому поручению возникает сильное желание видеть всех подопечных учениками Иисуса Христа. При серьезном отношении к словам Иисуса, нам, вероятно, останется лишь констатировать, что жизнь с избытком открывается только тем, кто стремится жить согласно Его учению.

Однако хорошо известно, что многие искренние христиане имеют жизнь вечную на небе, но жизни в избытке на земле пока не видели. Таковые нуждаются в душепопечении, что включает что–то еще, помимо проповеди веры или традиционного христианского образования. Такое душепопечение, например, помогает подопечным распознать неосознаваемые опасные установки, вырабатывает умение ладить с ближними и формирует новые отношения, направляет тех, кто стоит перед необходимостью принять важное решение или изменить жизненный уклад, а также демонстрирует способ мобилизации внутренних ресурсов во время внутреннего кризиса. Порой такое душепопечение, направляемое Святым Духом, может избавить подопечных от жалоб, нервозности, раздражения, сверхценных идей, картин прошлого и актуальных установок, блокирующих движение в сторону личностной зрелости. Для неверующих подобное душепопечение может стать «предшествующей евангелизацией», когда удаляются определенные препятствия к покаянию. Стало быть, проповедь веры и ученичество — это окончательные цели христианского душепопечительства, хотя и не единственные.

Какие иные цели имеются в виду? Многие подопечные имеют весьма неопределенные представления о том, чего им хочется от душепопечения, за исключением мотива самопознания и улучшения самочувствия. Если их душепопечители тоже «хромают» в этом деле, такая терапия будет, несомненно, тщетной. Конкретные цели душепопечения зависят в основном от конкретных проблем подопечных, но все же можно выделить и общие цели, по крайней мере, следующие:

1. Самопознание. Познать себя зачастую означает сделать первый шаг на пути к исцелению. Бремя многих проблем человек возлагает на себя сам, по доброй воле, однако обратившийся за помощью может и не понимать, что многое он видит в ложном свете, действует, исходя из неправильных установок или ведет себя самоубийственно. Рассмотрим, к примеру, человека, который пришел к душепопечителю с такой жалобой: «Никто меня не любит». Но он и не осознает, что постоянные жалобы, досаждающие окружающим, и есть основная причина, по которой его отвергают. Одна из целей душепопечения — без предубеждений, очень тонко помочь подопечному понять подлинную картину происходящего в его душе и окружающем мире.

2. Общение. Хорошо известно, что в основе множества проблем супружеской жизни лежит разлад между мужем и женой. Это же истинно и не только в отношении брака. Многие люди не могут, или не хотят, общаться друг с другом. Вот почему подопечных следует побуждать находить точный и конструктивный общий язык друг с другом, учить их понимать друг друга и общаться на духовном уровне, обмениваясь чувствами, мыслями и установками. Такое общение состоит из точного самовыражения и должного, без искажений, восприятия сообщений, которые посылает ближний.

3. Обучение и изменение поведения. Поведение в большей мере (если не полностью) есть результат обучения. Душепопечение, стало быть, должно помочь подопечным в их попытках оставить неэффективные формы поведения и научиться новым, более эффективным. Такое обучение происходит при наставлении, через подражание душепопечителю или другому образцу, методом проб и ошибок. Иногда бывает необходимо разобраться с ошибками, которые подопечный совершает при этом. После такого разбора подопечного надлежит ободрить и убедить сделать новую попытку.

Допустим, вы работаете с молодым человеком, который боится представительниц противоположного пола. Известно, что умению назначить и провести свидание с девушкой можно научиться. Прочитав предыдущий параграф, вы можете рассмотреть конкретный способ помощи боязливому подопечному.

4. Самореализация. Некоторые авторы указывают на важную роль обучения подопечных оптимальному раскрытию и поддержанию своего потенциала. Это назвали «самореализацией». Некоторые душепопечители видят в самореализации цель человеческого бытия, всего человеческого рода в целом, независимо от того, нуждается тот или иной человек в душепопечении или нет. Христиане могут употреблять этот термин при одной существенной оговорке — должна происходить не самореализация, а «Христосореалпзация». Другими словами, цель бытия состоит в том, чтобы найти полноту во Христе, достичь предела своих возможностей, полностью раскрывая себя силой Святого Духа, ведущего нас к духовной зрелости.

5. Поддержка. Часто люди стремятся к вышеуказанным целям и действуют успешно, за исключением кризисных ситуаций и периодов чрезмерных внутренних и внешних нагрузок. Для этих людей бывают полезны периоды поддержки, одобрения и «несения бремени»; тогда у них появляется возможность восстановить свои личностные и духовные ресурсы для эффективного решения будущих жизненных проблем.

6. Духовная целостность. В своем руководстве по душепопечению Хауард Клайнбелл пишет, что сутью пастырских забот и душепопечения является помощь людям в обретении духовной чистоты и целостности. Хотя разговоры о религии порой могут быть способом сокрытия подопечным личных психологических проблем, обратное утверждение так же истинно. Подопечные часто отказываются понять и допустить, что все человеческие проблемы имеют духовные корни. Карл Густав Юнг как–то сказал, что среди его пациентов старше 35 лет «не было ни одного, чья проблема в истоке не оказалась проблемой поиска религиозного мировоззрения». Многие согласятся с этим. Следовательно, христианский душепопечитель становится духовным вождем, который направляет подопечных на путь духовного возрастания, помогает им в духовной борьбе и дает возможность находить веру и существенные ценности. Вместо диалога между душепопечителем и подопечным, христианин стремится к «трилогу», а это значит, что в центре эффективного служения людям он ставит Бога.

Душепопечение часто не бывает эффективным, если душепопечитель навязывает подопечным свои собственные цели. Будет лучше, если душепопечитель и подопечный станут сотрудничать, устремившись к совместно поставленным целям. Эти цели должны быть конкретными (а не туманными), реалистичными и (если их несколько) распределенными в логической последовательности, которая определяет цели по порядку и, быть может, по срокам.
Взаимоотношения участников душепопечения

Многие люди неохотно идут к душепопечителю. Каждому из нас нелегко свыкнуться с мыслью, что мы нуждаемся в помощи. Одни боятся вопросов, которые им будут задавать. У других могут быть слишком личные проблемы, и они ощущают неловкость при их обсуждении. Некоторые христиане полагают, что у них не может быть непреодолимых проблем, так что необходимость в душепопечении рассматривается ими как признак личностного и духовного краха.

Добрый душепопечитель знаком с этими опасениями подопечных и может утешить их. Это обеспечивает «терапевтическую обстановку». Здесь меньше того, что отвлекает внимание, так что подопечный чувствует себя свободно. Терапевтическую обстановку создают в офисе или центре душепопечения, однако действенную помощь можно оказать чуть ли не всюду. Некоторым укромный уголок ресторана может иногда показаться более безопасным, чем относительно формальная обстановка кабинета душепопечителя.

Однако по сравнению с внешними условиями важнее условия внутренние — отношения душепопечителя с подопечным. Многие душепопечители согласятся с автором, который назвал взаимоотношения «сутью служения людям».

Как строить такие взаимоотношения? Много лет назад в исследовании, проводившемся в течение четырех лет с клиническими больными и рядом душепопечителей, было обнаружено, что взаимоотношения улучшались и больные выздоравливали, если психиатры и невропатологи проявляли больше теплого, искреннего понимания. Когда этих свойств недоставало, больным становилось хуже. Конечно, важно быть чутким и употреблять все доступные методики, чтобы подопечным было с вами легко, и все же главным звеном во взаимоотношениях душепопечителя с подопечным являются свойства личности душепопечителя.

1. Сердечное тепло. Эти слова подразумевают заботу, уважение или искреннее, ненавязчивое участие, интерес к подопечным независимо от их дел и установок. Иисус выказал такое отношение, когда повстречал женщину у колодца. Ее этические нормы находились, по всей видимости, на низком уровне, и Он, несомненно, никак не попустительствовал ее греховному поведению. Тем не менее Иисус оказал уважение женщине и обращался с ней как с достойным человеком. Он проявлял теплое, участливое отношение к людям повсюду, где бы ни бывал.

2. Искренность. Истинный душепопечитель — это по–настоящему открытый, искренний человек, который не пытается изображать начальника. Искренность подразумевает спонтанность без импульсивности и честность без равнодушной конфронтации. Это означает, что человек, посвятивший себя служению людям, — это личность, внешне и внутренне цельная и неповрежденная; у него не бывает, чтобы он думал одно, а говорил другое.

3. Эмпатия. О чем думает подопечный? Что на самом деле чувствует он в глубине души? Каковы ценности, верования, внутренние конфликты и раны подопечного? Добрый душепопечитель постоянно помышляет об этих вопросах, может понимать их, а также употребляет уместные слова и жесты, чтобы передать это понимание своим подопечным. Способность «со–чувствовать» подопечному — вот что мы имеем в виду, говоря о правильном эмпатическом понимании. Служить людям можно и тогда, когда мы не совсем понимаем ситуацию, однако душепопечитель, способный сочувствовать (особенно в начале душепопечения), будет, по всей видимости, результативным служителем.

О сердечном тепле, искренности и сочувствии в качестве атрибутов доброго душепопечителя упоминают чаще всего, но есть и другие важные свойства. К примеру, такие душепопечители умеют справляться со своими проблемами. Они относительно свободны от парализующих человека конфликтов, страхов и сомнений и неких личных «пунктиков». Они сострадательны, проявляют заинтересованность в проблемах людей, восприимчивы к собственным эмоциям и мотивам, стараются понять свои истинные замыслы, надежны, доброжелательны и хорошо осведомлены в области душепопечения. Обобщив все это, можно сказать, что душепопечитель должен проявлять в жизни и деятельности плоды Духа: радость, мир, терпение, благость, милосердие, верность, снисхождение, воздержание и, быть может, самое важное — любовь.

Особое внимание уделял любви один из президентов Американской ассоциации психологов, назвавший ее «величайшим фактором психотерапии… Это нечто такое, что академическая психиатрия не может ни создать, ни сконцентрировать, ни раскрыть». Может ли, спрашивает этот автор, христианство предложить такой способ жизни, который был бы целиком и полностью основан на любви и таким образом помогал там, где светская психотерапия терпит крах? Вот в чем вызов христианскому душепопечителю: основной способ служения людям есть любовь, следовательно, нужно просить Бога, чтобы Он возлюбил нуждающихся людей через нас, и молить, чтобы Он сделал нас любящими. Об этом стоит подумать.

Для некоторых познать любовь — значит обрести то единственное, что необходимо им для личной трансформации. Много лет тому назад один именитый детский психиатр написал книгу под названием «Мало любви». Часто и в разных ситуациях не обойтись без дисциплины, учения (стройной системы взглядов) и других терапевтических факторов. Христианский душепопечитель пытается создать взаимоотношения, основанные на любви, но старается также и в совершенстве познать основные техники душепопечения и употреблять их на практике.
Технические приемы душепопечения

Отношения душепопечителя и подопечного постепенно становятся дружескими, и они начинают сотрудничать в разрешении проблем. Однако, по сравнению с более или менее случайными дискуссиями между друзьями, взаимоотношения в процессе душепопечения характеризуются четко поставленной целью — оказать подопечному помощь. Насущные потребности самого душепопечителя находят удовлетворение в большей мере где–нибудь еще, и он не зависит от подопечного в отношении любви, самоутверждения или помощи. Душепопечители откладывают в сторону собственные конфликты и стремятся узнать о нуждах подопечных; они сообщают им о том, что понимают их нужды и готовы им помочь.

Нет простой формулы, обобщающей метод оказания этой помощи. Служение людям бывает сложным и не так–то просто изложить основные методы душепопечения в нескольких пунктах. И все же, есть определенные базисные методы, применимые в большинстве ситуаций.

1. Внимание. Душепопечителю надо сосредоточить все свое внимание на подопечном. Для этого ему следует: а) установить с подопечным визуальный контакт (при контакте глазами не рекомендуется смотреть пристально), чтобы тот постоянно убеждался в вашем участии; б) держаться просто, непринужденно, без напряжения и часто принимать сторону подопечного; в) сопровождать свою речь простой, а не излишней или возбужденной жестикуляцией. Душепопечитель должен быть учтивым, доброжелательным, им должно двигать сильное желание понять подопечного.

Занимаясь душепопечением, осознавайте, что ваше утомление, раздражительность, поглощенность другими делами, мечтательность или нетерпеливость могут помешать вам уделить подопечному достаточное внимание. Служение людям — это работа, в которой требуется чуткость, неподдельное проявление заботы и готовность воспринять то, что подопечный, быть может, попытается вам передать.

2. Слушание. Слушание — это не просто пассивное и незаинтересованное слушание слов, исходящих от другого. Плодотворное слушание — это активный процесс. Он дает возможность душепопечителю:
Забыть о собственных конфликтах, пристрастиях и печалях, чтобы сосредоточиться на том, что хочет сообщить подопечный.
Наблюдать за собой, подавляя даже самое малое словесное и несловесное неодобрение или осуждение того, о чем говорит подопечный, даже если содержание его высказываний вам неприятно.
Видеть и слышать все, что передает подопечный посредством интонации, позы, жестикуляции, выражения лица и других невербальных средств.
Слышать не только то, что сообщает подопечный, но и то, что опускает.
Терпеливо пережидать периоды молчания или слез, когда подопечный собирается с духом, чтобы сообщить нечто для себя болезненное, или прерывается на время, чтобы собраться с мыслями и успокоиться.
Смотреть на подопечного, когда он говорит, но не разглядывать его пристально и не блуждать глазами по комнате.
Понимать, что можно принимать подопечного даже в том случае, когда нельзя оправдать его поступки, ценности или верования. Иисус принял женщину, взятую в прелюбодеянии, хотя Он и не одобрял ее поведения. Бывает полезно представить себя на месте подопечных и постараться рассмотреть ситуацию с их точки зрения.

Очень просто пренебречь всем этим, мысленно витая в облаках (в особенности когда рассказ подопечного скучен, многословен или изобилует повторами), или незаметно втянуться в пустословие и просто давать советы. Когда случается такое, подопечный не чувствует, что его услышали, и часто не проявляет желания открыть свои травмы или поведать о них подробнее. Многословные душепопечители могут давать добрые советы, но этих советов почти не слышат, и еще меньше — следуют им. В таких ситуациях подопечные часто ощущают, что их просто не поняли. С другой стороны, активное слышание — это метод передачи подопечным следующего сообщения: «Меня действительно это интересует, и я от души сочувствую вам». Если душепопечитель не слушает, а взамен, жонглируя словами, пытается давать некие советы, за этим часто стоит его ощущение неуверенности в себе или неумение профессионально действовать в трудных, неопределенных или эмоциональных ситуациях.

3. Отклик. Не должно быть такого, что душепопечитель только слушает и никак не реагирует на происходящее. Иисус был благим слушателем (посмотрите, как терпелив Он был с парой сбитых с толку учеников по дороге в Эммаус), но помогал Он не только слышанием, но и делами, и присущим лишь Ему словом.

Направление — это методика из арсенала душепопечителя, искусство неприметного ведения диалога. «Что произошло затем?» «Что вы имеете в виду под?..» Вот образцы кратких вопросов, которыми можно направлять течение дискуссии в нужно русло.

Отражение — еще одна методика, с помощью которой можно сообщить подопечным, что мы «с ними» и способны понимать, какие чувства они испытывают или о чем думают. Следующие фразы: «Вы, должно быть, ощутили…», «Убежден, что это чувство было не из приятных…», «Это, должно быть, развеселило вас» — отражают происходящее в процессе душепопечения. Следите за тем, чтобы не «отражать» каждого утверждения подопечного; делайте это лишь время от времени. Старайтесь не повторять высказываний подопечного дословно. Это может рассердить его. Не уступайте побуждению начинать чуть ли не каждое свое заявление с шаблонных фраз типа: «Понимаете…» или «Если я правильно понял…» Краткие периодические обобщения по ходу сеанса представляют собой еще одну модификацию техники отражения и стимулируют большую открытость подопечного. Душепопечитель может резюмировать свои впечатления о чувствах («Это, должно быть, обидно») и/или главные темы обсуждения («Из всего сказанного следует, что неудачи преследовали вас одна задругой»). Какие бы комментарии вы ни делали, предоставляйте подопечным время и возможность отреагировать на ваши замечания.

Опрос (умело проведенный) позволяет получить множество полезных сведений. Лучшими вопросами являются те, что требуют ответа в два–три предложения (например: «Расскажите о вашей женитьбе», «Что заставляет вас чувствовать себя несчастным?»), а не те, на которые можно ответить одним словом («Вы состоите в браке?» «Вы чувствуете себя несчастным?» «Сколько вам лет?»). Начинающие душепопечители обычно задают вопросов больше, чем опытные; когда вопросов слишком много, общения быть не может, вот почему студентов часто учат задавать лишь несколько вопросов. Кроме того, обычно стараются не задавать вопросов, начинающихся со слова почему. Такие вопросы звучат излишне категорически или возбуждают долгие интеллектуальные споры, которые мешают подопечным серьезно подойти к реальным чувствам или травмам.

Конфронтация не имеет ничего общего с критикой или злобным осуждением ближнего. Мы в данном случае передаем подопечному определенную идею, усвоить которую он неспособен никак иначе. Подопечные в своей жизни противостоят греху, несовместимости, неудачам, отговоркам, опасным установкам. Конфронтацию лучше всего производить кротко, с любовью, не навязывая своих моральных принципов.

Иногда подопечные реагируют на конфронтацию обращением к Богу и обретают существенный опыт прощения. Чаще конфронтация порождает сопротивление, чувство вины, обиду или реакцию гнева. В этой ситуации важно предоставить подопечным возможность отреагировать на вашу конфронтацию вербально. Предоставьте им время для маневра — пусть обсудят пути, альтернативные их поведению.

Некоторые христиане предлагают душепопечение и конфронтацию считать синонимами. Но у этого предложения нет ни библейского, ни психологического основания. Конфронтация является важным, порой даже труднейшим элементом системы душепопечения, тем не менее это не единственная методика, используемая в служении людям.

Сообщение включает открытие истины людям, нуждающимся в объективной информации. Не передавайте слишком много сообщений за ограниченное время, старайтесь быть ясным и помните, что люди в угнетенном состоянии лучше всего воспринимают информацию, созвучную их насущным нуждам и заботам. Техника сообщений подобного рода является наиболее общей и повсеместно признанной частью процесса душепопечения; методика давать советы подопечным поступать так, а не иначе, весьма спорная.

С одной стороны, консультантам часто недостает знания ситуации для компетентных рекомендаций, с другой — их рекомендации закрепощают подопечных, побуждают слепо подчиняться консультантам; если же эти рекомендации оказываются бесплодными, то позднее уже душепопечителю, и только ему, приходится брать на себя ответственность за дезориентацию подопечных. Всякий раз, когда вас просят дать совет или вы сами хотите сделать это, сначала удостоверьтесь в том, что вы хорошо разбираетесь в ситуации, подумайте, достаточно ли вы информированы и владеете ли специальными знаниями, чтобы давать компетентные советы. Затем задайтесь вопросом, что может выйти из подобного консультирования. Не попадет ли ваш подопечный после подобного консультирования в большую зависимость от вас? Удастся ли вам сохранить спокойствие, если подопечный откажется последовать вашему совету или ваш совет будет неверным? Если вы, тем не менее, решаетесь дать рекомендации подопечному, изложите их в форме ориентировочного, предварительного совета. Дайте подопечному возможность ответить на ваши рекомендации или обговорить их с вами и проследите за последствиями, чтобы понять, какую пользу принесли ваши советы.

Толкование включает интерпретацию и объяснение подопечному, что стоит за его поведением, а также другие факторы. Толкование — это великолепная методика, дающая подопечным возможность наглядно разобраться в себе и в ситуации. Однако толкование может оказаться делом опасным, особенно в том случае, когда применяется прежде, чем подопечный сумеет воспринять фактический материал эмоционально, или когда толкование неверно по существу. Допустим, вам более или менее понятно возможное толкование проблем или поступков вашего подопечного и/или другой личности, тогда спросите себя, готов ли ваш подопечный, умственно и эмоционально, принять ваше изложение, понять вашу терминологию так же, как понимаете ее вы; при положительном ответе на этот вопрос ознакомьте своего подопечного с этим толкованием, но ориентировочно, предварительно (скажем, «Нельзя ли объяснить это так, что?..») и дайте ему время на ответ. Рассуждая на тему интерпретации, подопечные нередко проявляют большое понимание и могут разбирать с душепопечителем варианты дальнейших действий.

Поддержка и ободрение являются важными элементами всякого, особенно начального процесса душепопечения. Вера и любовь человека, который переживает чужое горе как свое, может принести пользу нуждающимся и обремененным конфликтами людям. За этим стоит больше, чем простая помощь. В понятие поддержка входит не только руководство подопечным с целью критической оценки своих духовных истоков и психологических ресурсов, но и побуждение его к действиям и поступкам, оказание помощи в решении тех или иных проблем и подготовка к неудачам, которыми могут сопровождаться его действия.

4. Обучение. Все методики душепопечения представляют собой специальные формы психологического обучения. Душепопечитель выступает в роли преподавателя, который наставляет подопечного своими указаниями и личным примером, руководит им, когда тот познает на горьком опыте, как трудно справляться с житейскими проблемами. Как и другие, менее затрагивающие личность формы обучения, душепопечение более эффективно, когда дискуссии касаются конкретных, а не абстрактных тем, и фокусируются на реальных ситуациях («Как научиться сдерживаться, когда пилит жена?»), а не туманных целях («Мне хотелось бы больше счастья»).

Очень эффективна в данном случае методика непосредственного отклика. Речь идет о способности душепопечителя и подопечного открыто и прямо обсуждать субъективные переживания данного «непосредственного» (здесь и сейчас) опыта. Например, кто–то скажет: «Сейчас вы меня очень расстраиваете» или «Я сердит на вас, потому что думаю, что вы меня не слушаете». Такие чистосердечные, заявленные здесь и теперь мнения дают людям возможность проявить чувства и справиться с ними в реальном времени, что препятствует накоплению этих чувств и избавляет человека от внутренних терзаний. Немедленные отклики помогают подопечным (и душепопечителям) лучше понять, как их поступки воздействуют на других и насколько эмоционально они реагируют на отношения с людьми. Это один из важнейших образовательных аспектов душепопечения.

5. Очищение. Добрые душепопечители не бывают скептиками, сомневающимися во всем, что говорят их подопечные, и все же было бы благоразумно не упускать из виду тот факт, что подопечные не всегда сообщают о своих действительных желаниях и нуждах. Порой они осознанно искажают факты, опуская нелицеприятные или потенциально криминальные подробности. Еще чаще подопечным не удается увидеть свои проблемы в более широкой перспективе. Иногда они приходят за помощью с одной проблемой и не видят (или не хотят видеть) необходимости в постановке других, глубинных вопросов.

Стало быть, занимаясь душепопечением, надо стараться пропускать слова подопечных через свой умственный «фильтр». О чем подопечный просит на самом деле? Чего в действительности этот человек хочет от нас?Нет ли там других проблем, кроме той, что он представляет душепопечителю? Бывает, что люди говорят на какую–то определенную тему и вместе с тем не очень хотят изменяться. Вместо реальной трансформации личности они ищут сочувствия и внимания, избавления от психофизического напряжения и беспокойства, надеются изменить точку зрения другого человека или найти способ выйти из какой–либо неприятной ситуации. Слушая и слыша такого подопечного, начинаешь сомневаться в подлинности его мотивов и понимаешь, что часто в разных ситуациях эти мотивы даже не осознаются им.

В свое время вам захочется поднять эти вопросы и поговорить о них. При этом душепопечитель не должен изобретать новых вопросов и заставлять подопечных обсуждать неудобные для них темы. Однако ваше дело будет более эффективным, если вы научитесь слушать чутко и постараетесь не принимать всего за чистую монету.

Все это указывает на то, что душепопечителю необходима мудрость и умение разбираться в людях. Кое–что из этого приходит с опытом, но христианин знает, что чаще всего помогают наши молитвы Богу, когда мы просим об озарении, понимании духовного состояния ближнего, направляющей помощи и о точном постижении советов, исходящих от Святого Духа.
Процесс душепопечения

Процесс душепопечения не может быть четко структурированным, поэтапным, многоступенчатым, как, скажем, выпечка пирога или замена покрышки. Ведь каждый подопечный уникален, имеет свои неповторимые, оригинальные проблемы, установки, ценности, ожидания и опыт. Душепопечитель (он также привносит в ситуацию душепопечения свои собственные проблемы, установки, ценности, ожидания и опыт) должен ко всякому подопечному находить свой подход. Процесс душепопечения меняется от человека к человеку.

Тем не менее оказывается, что во всех ситуациях душепопечения существуют ступени, или фазы, которые могут частично и неоднократно возобновляться по мере выявления и пересмотра имеющихся проблем.

1. Установление связи. Сюда входит установление, созидание и поддержание взаимоотношений между душепопечителем и подопечным. Душепопечитель внимательно выслушивает, выказывая подлинный интерес и участие, по мере того как подопечный начинает, порой нерешительно, неуверенно, делиться чувствами, заботами и проблемами.

2. Исследование проблемной ситуации. У подопечных есть потребность «поведать свою историю» — открыть подробности проблемных ситуаций, упущенных возможностей и горьких переживаний. Нужно дать им возможность поделиться чувствами, вывести на разговор об их помыслах и поступках. По ходу исследования душепопечитель слушает подопечного весьма внимательно, периодически задает зондирующие вопросы и в свою очередь отвечает на вопросы подопечного с уважением, сочувственно и точно. Исследование, построенное так, дает душепопечителю и подопечному возможность прийти к взаимопониманию и более четкому анализу проблемной ситуации.

3. Планирование. Наступает время, когда подопечный начинает видеть проблему в ином свете, а дискуссия переходит на цели и действия, которые следует предпринять, чтобы найти необходимые решения. Как может измениться подопечный? Можно ли сделать что–либо для улучшения ситуации? Не следует ли принять некоторые обстоятельства такими, какие они есть, поскольку их нельзя изменить? Имеются ли грехи, которые необходимо исповедовать, действия, которые надо предпринять, отношения, которые следует изменить, цели, которые нужно достичь, навыки, которые стоит приобрести? Душепопечитель с подопечным вместе разрабатывают план необходимых мероприятий.

Некоторые душепопечители пытаются перескочить эту и предыдущие две ступени, чтобы перейти непосредственно к душепопечению и побуждению людей к действиям. Подобная тактика иногда срабатывает, но чаще всего оказывается бесплодной, безрассудной, подобной хирургической операции, сделанной вслепую врачом, который не удосужился поставить правильный диагноз.

4. Развитие. Планирование может оказаться весьма полезным занятием при том условии, что затем план претворяется в жизнь. После того как подопечные определились с тем, что надлежит предпринять, их следует призвать к достижению поставленных целей. Душепопечитель обеспечивает поддержку, направляющую помощь, ободряет, а иногда исподволь, слегка подгоняет. Временами усилия, которые предпринимают подопечные, не приносят желаемых результатов. Здесь душепопечителю следует помочь подопечным проанализировать свои ошибки и совместно запланировать повторные действия.

5. Завершение. Процесс душепопечения не длится вечно, ведь у него имеется не только начало, но и конец. Наступает срок, когда проблемы разрешаются, и тогда душепопечитель с подопечным прекращают взаимоотношения. При этом часто подводят итоги всего, чему научился подопечный и/или чего достиг. Обсуждают также средства и пособия, с помощью которых подопечный в дальнейшем мог бы справляться с житейскими проблемами более успешно. Но дверь для будущих связей душепопечителя с подопечным (если в том будет необходимость) остается открытой.

На бумаге все это представляется делом простым и самоочевидным, однако процесс душепопечения бывает весьма сложным и требует временных и энергетических затрат. Ступени процесса душепопечения редко определяются так отчетливо и легко, как это представлено в предшествующих параграфах. Например, первые шаги (установление связи, созидание отношений с подопечным) особенно важны в начале процесса душепопечения, когда люди проявляют беспокойство и неуверенность в результатах. Когда же взаимоотношения установлены, приходится трудиться над их поддержанием. Вот почему душепопечителю никогда не следует упускать из виду первую ступень. По мере того как проблемы проясняются, находятся решения и совершаются попытки претворить их в жизнь, наблюдается постоянный переход процесса душепопечения из фазы в фазу и в конечном счете — к его завершению.
Теоретические обоснования душепопечения

Знаменитая теория психоанализа Зигмунда Фрейда в концентрированном виде отражала взгляды Фрейда на сущность человеческой природы, причины личностных проблем и метод изменения людей. Подобно всем предшествующим теоретикам, Фрейд стремился выстроить свою теорию личности на фактах, объективной информации, чистой логике и собственном постижении человека как такового. Но, в отличие от других теоретиков, Фрейд, по всей видимости, не отдавал себе отчета в том, что каждая теория является, помимо всего прочего, отражением личности своего творца, его интересов, пристрастий, ценностей, верований, целей, прошлого опыта, культуры, образования и, возможно, даже места его проживания.

Точное число теоретических подходов к проблеме душепопечения на сегодняшний день назвать не представляется возможным. Адлерианская теория, аналитическая психология Юнга, экзистенциальная терапия, клиентоцентрированная терапия Роджерса, гештальт–терапия, транзактный анализ (ТА), терапия реальностью Глассера, рационально–эмоциональная терапия (РЭТ) Альберта Эллиса, различные системы бихевиоральной терапии, теория общественного обучения и системы семейной терапии — вот наиболее известные из числа современных теоретических подходов к проблеме душепопечения. Здесь нельзя не упомянуть и многих христианских деятелей, предложивших библейски ориентированные системы. Это и теория Джея Адамса, основанная на убеждении подопечных, библейское душепопечение Лоренса Крабба, духовная терапия Соломона Чарлза и душепопечение духовного роста Хауарда Клайнбелла.

Одни теории хорошо разработаны и изложены сухим, академическим языком; другие более умозрительны и неформальны. Одни теоретики делают упор на чувствах, переживаниях, тогда как другие подчеркивают роль изменения поведения или мышления подопечного. Одни исходят из того, что большую часть помощи подопечные должны получать прежде всего от самих себя; другие большее значение придают действиям душепопечителя. В основе многих христианских методов душепопечения лежат теоретические представления о библейском учении; остальные теории уделяют большее внимание обобщениям психологических открытий и теорий. Одни теории усложнены и с трудом поддаются обобщению; другие излагаются вкратце и значительно проще. Конспективное изложение различных подходов к проблеме душепопечения выходит за рамки рассмотрения этой книги, тем не менее желающие получить общее представление и критические рецензии по этой тематике могут обратиться к соответствующим источникам.

Зачем ломать голову над теорией?Утверждают, что теории в общем не играют существенной роли; их выдумывают в основном люди, которым нужна самореклама; так что они не оказывают большого влияния на практическую сторону душепопечения. В известной мере так оно и есть, тем не менее теории могут быть и полезны.

Теории подобны богословским системам. Они обобщают все наши знания и верования, цели и методы их достижения. В нашей книге имеется масса информации о том, как сложно устроено человеческое поведение, сколь разнообразны корни человеческих проблем и как много методов может употребить душепопечитель в служении людям. Теории помогают свести воедино все факты во всеобъемлющую, вразумительную и практически полезную систему. Теоретические подходы направляют нас, когда мы пытаемся помочь людям справляться с их проблемами.

Какая теория истинна?Ответ такой: совершенная. Теории изобретены человеком, а ему, как известно, свойственно ошибаться. Вот почему в них постоянно вносятся соответствующие изменения. У многих специалистов есть свои излюбленные теории (и теоретики), однако почти половина из тех профессионалов, которые приняли участие в последнем опросе, назвали себя «эклектиками». Эклектики предпочитают заимствовать терминологию и технический арсенал из целого ряда теоретических подходов, не ограничиваясь рамками единственной теории.

Но ни в коем случае нельзя сказать, что они действуют наугад, непродуманно, механически собирая идеи. Эклектизм позволяет извлекать полезный материал из разных источников, чтобы в свое время проявился собственный стиль душепопечения.

Одинаково верно и то, что всякий служит людям по–своему, и то, что не бывает одного–единственного истинного метода душепопечения. Иисус употреблял ряд подходов в зависимости от потребностей подопечных. Христианские душепопечители, даже те из них, что стремятся оставаться верными библейским принципам, применяют множество методов и порой расходятся в теоретических взглядах со своими коллегами, христианами. Полезно понимать различные теории, но всякий из нас должен дать возможность Святому Духу использовать наши личность и воззрения по своему усмотрению и наполнить нас продуктивной силой для служения ближним.

Гарри Р. Коллинз (глава из книги)

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s