О терпении скорбей

«Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.21.19)

«Люди большею частию желают и ищут благоденствия в сей жизни, а скорбей стараются избегать. И кажется, что это очень хорошо и приятно, но всегдашнее благоденствие и счастие человеку вредит. Он впадает в различные страсти и грехи и прогневляет Господа, а проходящие скорбную жизнь более приближаются ко Господу и удобнее получают спасение, потому Господь отрадную жизнь назвал пространным путем: широкие врата и пространный путь вводят в пагубу и мнози суть ходящие им (Мф. 7, 13), а скорбную жизнь назвал: узкий путь и тесные врата вводят в живот вечный, и мало их есть, иже обретают его (Мф. 7, 14). Итак, по любви своей к нам Господь, провидя могущую быть пользу, кто того достоин, многих сводит с пространного пути, а поставляет на узкий и прискорбный путь, чтобы терпением болезней и скорбей устроить их спасение и даровать жизнь вечную» (Макарий Оптинский).

Эта мысль преподобного Макария находит свое отражение и в широко бытующем мнении о том, что в скорби Господь посещает человека, а того, кто живет без скорбей, — Бог оставил. Но скорби бывают разные. Родители зачастую, легко переносят свои скорби — болезни, лишения, жизненные неудачи, но совершенно теряют голову, когда несчастья случаются с их детьми. Любящему сердцу совершенно невыносимо видеть страдания маленького ребенка во время тяжелой болезни или бессильно наблюдать, как черствеет, ожесточается его чадо, становясь старше и подпадая под дурные влияния. Но, как бы ни было тяжело родителям — в своих ли лишениях или страданиях детей — нельзя не понимать того, что все это устрояется Господом промыслительно, к спасению как детей, так и родителей. Валаамский старец схиигумен Иоанн (Алексеев) писал: «Не было бы скорбей, и не было бы спасения… Судьбы Господни непостижимы нам грешным, и никакой ум решить не может: почему Господь посылает разные скорби, одним очень тяжелые, а другим легкие». Скорби составляют тот крест, который каждый человек должен нести. И как бы мы ни стремились, порой, избавиться от него, «убежать», через какое-то время снова оказываемся под его ношей.

«Ваш крест, везде вас догонит», — сказал как-то в одной из проповедей, настоятель Покровского храма Хельсинки протоиерей Виктор Лютик. И, действительно, ни переезд в другую страну, ни перемена семейного положения, ни какие-то еще попытки внешне «устроить свою жизнь» без внутренней духовной работы не приносят человеку избавления от скорбей, причем, скорбей тех же самых, от которых он надеялся освободиться. «Конечно, легче было бы с сытым чревом и с мягкого пуховика, перевернувшись, да прямо в пресветлый рай; но туда со Креста дорожка проложена, ибо Царствие Божие не одною или двумя, но многими скорбми достигается!» — говорил великий оптинский старец Амвросий.

В жизни каждого человека, как верующего, так и неверующего, случается, как мы знаем, много скорбей. Зачастую, связаны они с детьми его. Но, если для верующего человека скорби — это Крест, посредством которого он по примеру Спасителя обретает Царствие Божие, то для человека неверующего, они оказываются, зачастую, бесплодны.

«Многие из Евангельских событий — пишет протоиерей Артемий Владимиров, — имеют отношение ко всем нам. Вы знаете, что Христос Спаситель был распят на горе Голгофе, находившейся близ Иерусалима. А по обе стороны от Господа терпели мучения на своих крестах два разбойника, осужденные за беззакония. Говорят, что эти двое символизируют весь человеческий род. Один, распятый ошуюю, то есть слева, хулил и поносил Христа вместе со стоявшими у подножия Креста ослепленными злобой книжниками и фарисеями. А другой (его называют благоразумным), распятый одесную, справа, пораженный Божественным величием и кротостью Страдальца, уразумел, что это был не подобный им грешник, но Сам Искупитель, Мессия, и воскликнул с великой верой: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» Он удостоился обетования Христа: «Ныне же будешь со Мною в раю». Вскоре римские воины обоим разбойникам перебили голени, и они испустили дух. Один, озлобленный хулитель Господа, сменил временные страдания на вечные, а другой, разбойник благоразумный, первым из всех людей вошел в рай и стал гражданином Небесного Иерусалима в награду за веру и глубокое покаяние во грехах своих».

Из сказанного понятно, что Господь ищет, посылая нам скорби, — веру и глубокое покаяние в грехах наших. Родителям часто приходится многое терпеть, поднимая детей: усталость, капризы, бессонные ночи, невозможность вдумчиво помолиться, посещать храм Божий, столько, сколько кажется нужным; а когда дети становятся постарше — скорби об их неустроенности, бездуховности, холодности по отношению к «отсталым предкам» и мало ли что еще. Во всех этих случаях и многих других, перенося скорби, мы как раз, и находимся ближе всего к своему спасению, если несем этот крест с верой и покаянием.

Вот что святитель Феофан, затворник Вышенский, писал своей духовной дочери о том, как претерпевать скорби: «Спасительная Божественная благодать для пробуждения грешника от усыпления, направляя свою силу на разорение той опоры, на которой кто утверждается и почивает своею самостию, — вот что делает: кто связан плотоугодием, того ввергает в болезни и, ослабляя плоть, дает духу свободу и силу прийти в себя и отрезвиться. Кто прельщен своею красотою и силою, того лишает красоты и держит в постоянном изнеможении. Кто упокоевается на своей власти и силе, того подвергает рабству и унижению. Кто много полагается на богатство, у того отнимается оно. Кто высокоумничает, тот посрамляется как малосведущий. Кто опирается на прочность связей, у того они разрываются. Кто положился на вечность установившегося вокруг него порядка, у того он разоряется смертию лиц или потерею вещей нужных.

В горестях благо скрыто под скорбию сердца, оттого не ощущается и не видится, хотя есть не думательно, а действительно.

Когда бьёт Господь, не праведно ли подумать, что верно есть за что. Итак, посмотрите, что такое есть, за что бьют, и исправьте то.

Навыкните видеть в прискорбностях милость Божию и встречайте их спокойно в преданности в волю Божию или даже с радостию. Раскройте око ума и усмотрите венец, сходящий с неба на главу вашу, аще пребудете невозмутимою и спокойною.

Извольте держать в мысли, когда находят скорби, что это вам Господь дорогу в царствие Свое пролагает, или даже более — берёт за руку и ведёт. Потому не упирайтесь ногами и не кричите, а благодушно и с благодарностью переносите скорби».

Подобно святителю Феофану, и оптинский старец Иосиф призывает нас не только не роптать, а напротив того — радоваться посылаемым нам испытаниям: «Вы думаете, что за грехи Господь наказал вас. — Может быть, и так, а может быть, к испытанию вашей веры; а скорее всего — по той и другой причине. Впрочем, как бы то ни было, ваше дело — в постигшем вас временном наказании усматривать должно благость Божию к вам и любовь».

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s