Псалтирь 87

2 Господи, Боже спасения моего!
днем вопию и ночью пред Тобою:

3 да внидет пред лице Твое молитва моя;
приклони ухо Твое к молению моему,

4 ибо душа моя насытилась бедствиями,
и жизнь моя приблизилась к преисподней.

5 Я сравнялся с нисходящими в могилу;
я стал, как человек без силы,

6 между мертвыми брошенный,
— как убитые, лежащие во гробе,
о которых Ты уже не вспоминаешь
и которые от руки Твоей отринуты.

7 Ты положил меня в ров преисподний,
во мрак, в бездну.

8 Отяготела на мне ярость Твоя,
и всеми волнами Твоими Ты поразил [меня].

9 Ты удалил от меня знакомых моих,
сделал меня отвратительным для них;
я заключен, и не могу выйти.

10 Око мое истомилось от горести:
весь день я взывал к Тебе,
Господи, простирал к Тебе руки мои.

15 Для чего, Господи, отреваешь душу мою,
скрываешь лице Твое от меня?

16 Я несчастен и истаеваю с юности;
несу ужасы Твои и изнемогаю.

17 Надо мною прошла ярость Твоя,
устрашения Твои сокрушили меня,

18 всякий день окружают меня, как вода:
облегают меня все вместе.

19 Ты удалил от меня друга и искреннего;
знакомых моих не видно.

Псалом 87

1 Хвалебная песнь сыновей Кореевых. Дирижёру хора. О болезни, вызывающей сильные боли. Маскиль Емана Езрахита.

2 Спаситель мой, Господь, к Тебе взываю днём и ночью.

3 Услышь меня, когда к Тебе взываю, обрати Твой слух ко мне.

4 Боль душу переполнила мою, жизнь — на краю могилы.

5 Я в мёртвые уже зачислен, все считают, что я слаб для жизни.

6 Меж мёртвых отыщи меня. Тобой забыт и от Тебя отрезан, лишён Твоей заботы, я теперь живу средь тех, кто мёртв.

7 Ты меня бросил между мёртвых, Ты в землю мёртвых отослал меня.

8 Твой гнев отяготил меня, Ты волнами Своими захлестнул меня. Селах

9 Друзья меня оставили, Ты меня страшилищем для всех них сделал, я в доме заточён, не выйти мне.

10 От слез болят глаза. Господь, к Тебе взываю, и мои руки подняты к Тебе.

15 За что Ты отвернулся от меня? Зачем Свой лик скрываешь?

16 Я с юности печален был и к смерти близок, бессильным был, страдал от гнева Твоего.

17 Ты, Господи, во гневе на меня и наказание Твоё убийственно.

18 Я окружён им, словно наводненьем, Я поглощён им полностью.

19 Забрал Ты всех моих друзей и близких, последний близкий друг мой — темнота.

Современный перевод

Псалом 87-й

Господи, Боже спасения моего! Днем и ночью взывал я пред Тобою. Да войдет пред лице Твое молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему. Ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к могиле. Я стал, как человек беспомощный, к мертвым причтенный, как убитые, лежащие во гробе, о коих Ты более не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты. Положили меня в ров преисподний, во мрак и тень смертную. На мне отяготела ярость Твоя, и все волны Твои навел Ты на меня. Ты удалил от меня знакомых моих: сочли меня отвратительным для себя. Я заключен и не могу выйти. Глаза мои изнемогли от страдания. Взывал я к Тебе, Господи, весь день, воздевал к Тебе руки мои. Ужели для мертвых творишь чудеса? Или врачи воскресят их, и они будут исповедовать Тебя? Ужели кто во гробе будет возвещать о милости Твоей и истине Твоей в (месте) погибели? Разве во мраке узнаны будут чудеса Твои и правда Твоя в земле забытой? Но я к Тебе, Господи, воззвал, и утром молитва моя предварит Тебя. Для чего, Господи, отвергаешь душу мою, отворачиваешь лице Твое от меня? Я нищ и в трудах с юности моей: поднявшись, смирился и изнемог. Надо мною пронесся гнев Твой, устрашения Твои потрясли меня: окружили меня, как вода, весь день, объяли меня все вместе. Ты удалил от меня друга и ближнего и знакомых моих, по причине моих страданий.

Архимандрит Александр (Милеант)

Псалми 87

1 Пісня. Псалом. Синів Кореєвих. Для дириґента хору. На «Махалат леаннот». Пісня навчальна Гемана езрахеянина. 2 Господи, Боже спасіння мого, вдень я кличу й вночі я перед Тобою: 3 хай молитва моя дійде перед обличчя Твоє, нахили Своє ухо до зойку мого, 4 душа бо моя наситилась нещастями, а життя моє зблизилося до шеолу! 5 Я до тих прирахований став, що в могилу відходять, я став, немов муж той безсилий… 6 Я кинений серед померлих, немов оті трупи, що в гробі лежать, що про них Ти не згадуєш більш, і потяті вони від Твоєї руки… 7 Умістив Ти мене в глибочезну могилу, до пітьми в глибинах. 8 На мене лягла Твоя лють, і Ти всіма Своїми ламаннями мучив мене… Села. 9 Віддалив Ти від мене знайомих моїх, учинив Ти мене за огиду для них… Я замкнений і не виходжу, 10 стемніло з біди моє око… Я кожного дня Тебе кличу, о Господи, простягаю до Тебе руки свої!… 11 Чи Ти чудо вчиниш померлим? Чи трупи встануть і будуть хвалити Тебе? Села. 12 Хіба милість Твоя буде в гробі звіщатись, а вірність Твоя в аввадоні? 13 Чи познається в темряві чудо Твоє, а в краю забуття справедливість Твоя? 14 Та я кличу до Тебе, о Господи, і вранці молитва моя Тебе випереджує… 15 Для чого, о Господи, кидаєш душу мою, ховаєш від мене обличчя Своє? 16 Нужденний я та помираю відмалку, переношу страхіття Твої, я ослаблений став… 17 Перейшли надо мною Твої пересердя, страхіття Твої зруйнували мене, 18 вони оточають мене, як вода, увесь день, вони разом мене облягають… 19 друга й приятеля віддалив Ти від мене, знайомі мої як та темрява!…

ПСАЛОМ 87

Господи, Боже спасения моего!

пред Тобою днем и в ночи вопию.

Да внидет пред лице Твое мольба моя,

приклони ухо Твое к плачу моему!

Ибо насытилась бедами душа моя,

и жизнь моя к преисподней подошла;

к нисходящим в могилу я причтен,

я стал, как человек без сил,

оставленный посреди мертвецов,

подобный убитым во гробах,

о которых не вспоминаешь Ты,

которые отторгнуты от длани Твоей.

В ров преисподней низвел Ты меня,

во тьму, во мрак бездн,

на мне отяготела ярость Твоя,

и все валы Твои Ты навел на меня.

(Села!)

Удалил Ты от меня ближних моих,

соделал меня мерзостию для них,

заточил Ты меня,

не вырваться мне.

От горести истомились очи мои;

я взывал к Тебе, Господи, весь день,

простирал к Тебе руки мои.

Зачем, Господи, отвергаешь Ты душу мою,

отвращаешь лице Твое от меня?

Нищ я, и в скорбях от юности моей,

изнемогаю под бременем страхов Твоих;

надо мною прошла ярость Твоя,

устрашения Твои смутили меня;

всякий день окружают меня, как разлив вод,

совокупно смыкаются окрест меня.

Друга и ближнего Ты удалил от меня,

и ведомых не видать, будто во тьме.

в переводе Сергея Аверинцева

ПСАЛОМ 87

2 Господь, Бог спасения моего!

Днём и ночью мой вопль – к Тебе!

3 Прими молитву мою,

услышь мой скорбный зов.

4 Страданьями я сыт,

живу у черты Шеола,

5 подобен сходящим в могилу

и тому, кто лишился сил.

6 Я словно оставлен среди мертвецов,

среди тех, кто убит и погребён;

Ты уже не помнишь о них,

они не в Твоей руке.

7 В глубокую могилу меня Ты низверг,

в темную бездну!

8 Тяготеет на мне Твой гнев:

Ты шлешь волну за волной. Selah

9 Ты прочь удалил моих друзей,

сделал так, что они гнушаются мной.

Я как в тюрьме, и не вырваться мне!

10 От горя слабеют глаза.

Каждый день зову Тебя, Господь,

простираю руки к Тебе.

15 Зачем отвергаешь меня, Господь?

Зачем скрываешь лицо?

16 Страдаю с юных лет, смерть всегда надо мной стоит,

изнемогаю* от страхов, которые Ты шлешь.

17 Твой гнев не раз захлестывал меня,

сломили меня ужасы Твои:

18 весь день бурлят они кругом, как вода,

окружают со всех сторон!

19 Ты прочь удалил моих приятелей и друзей.

Кого знал я – те скрылись во тьме.

Перевод: Андрей Графов

ПСАЛОМ 87

Надписание сего псалма составляет стих 1 и читается так: Песнь псалма сыном Кореовым, в конец, о маелефе еже отвещати, разума Еману исраилтянину.
Оно состоит из отдельных отрывочных изречений, поставленных, по-видимому, в некоторую связь. Первые четыре слова в сем надписании имеют то же значение, как и в надписании предыдущего, 86-го псалма. Они значат: псаломская песнь, переданная сынам Кореевым. Следующее слово: в конец — имеется и в надписаниях многих других псалмов (30,35,38,39,64 и др.), и с тем же значением: «начальнику хора, для исполнения»; а еврейское слово о маелефе, по изъяснению разных толковников, указывает здесь на музыкальный инструмент, на котором псалом сей должен быть исполняем, и не только при участии певцов, но и с аккомпанементом музыкального инструмента, и при том антифонно, так, чтобы пели два хора, причем один как бы отвечал другому (еже отвещати). Слова: разума Еману исраилтянину (по разумению Емана) — по переводу с еврейского означают, «учение Емана израильтянина». Сей Еман был начальником одного из хоров, учрежденных Давидом царем для участия в богослужении при скинии (1 Пар. 6:33; 15-17), и ему нужно приписать составление сего псалма. Таким образом, все выражения, составляющие надписание сего псалма, соединенные в одну речь, имеют такой смысл: псаломская песнь, переданная сынам (т.е. потомкам) Кореевым (певцам и музыкантам) для исполнения на известном музыкальном инструменте, при участии хорового антифонного (двухстороннего) пения, составляет учение, или поучительную песнь, Емана израильтянина.

Ст. 2 и 3. Господи Боже спасения моего, во дни воззвах и в нощи пред Тобою: да внидет пред Тя молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему.
Как видно из содержания всего псалма, составитель его был удручен великою скорбию, находился в тяжких страданиях и потому обращается с молитвою к Богу, как единственному Защитнику и Помощнику во время скорби и печали, причем выражает, что среди одержащих душу его зол он непрестанно — и день и ночь — молился Богу: Господи Боже, Спаситель мой (Боже спасения моего), к Тебе взывал я днем, и ночью я пред Тобою (на молитве). Пусть дойдет до Тебя молитва моя, обрати милостивое внимание Твое (приклони ухо Твое) на мое моление. Свою молитву псалмопевец считает слабым, едва слышным шепотом больного, и потому умоляет, чтобы Господь Бог, как истинный Врач душ и телес, приклонился к нему, дабы расслышать его, как делают обыкновенные врачи со слабым больным; просит, чтобы Господь Бог обратил на него Свое милостивое внимание.

Ст. 4 и 5. Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися.
Привменен бых с нисходящими в ров: бых яко человек без помощи.
В изречениях сих стихов нестерпимо бедственное положение свое псалмопевец сравнивает с состоянием человека, находящегося при смерти, всеми оставленного и совершенно беспомощного (человек без помощи). Душа моя, как бы так говорит он, преисполнена столь тяжких страданий, что и самая жизнь моя близка к смерти (аду приближися): я сравнялся с отходящими в могилу. По выражению блж. Феодорита: «Я уподобляюсь тем, которые упали в ров и не могут выйти» [6, с. 416]. Из изречений 3-го и 4-го стихов сего псалма почти буквально составлено следующее церковное песнопение: «Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися и живот мой аду приближися…» и проч. (Октоих. Глас 8. Канон, песнь 6). По мнению св. Афанасия Александрийского, здесь и далее, во всем псалме, говорит о Себе, о своих ужасных страданиях Сам Господь наш Иисус Христос [3. с. 286], о чем изъяснено ниже, в конце всего объяснения.

Ст. 6. В мертвых свободь: яко язвеннии спящиий во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки Твоея отриновени быша.
Продолжая излагать свое бедственное положение, псалмопевец говорит: хотя и жив еще, но сознаю себя в положении мертвого, отчужденного от общечеловеческой жизни. Слова: в мертвых свободь — по переводу с еврейского читаются так: «между мертвыми брошенный», т.е. «я, как безнадежно больной, брошен среди мертвых, как будто лишенный связи с живыми людьми, свободный от обязанностей и наслаждений жизни, свободен как мертвые, и между ними, подобно смертельно раненым, положенным во гроб (яко язвеннии спящии во гробе), о которых Ты, Господи, уже не вспоминаешь более (ихже не помянул еси ктому), и они удалены от Твоей промыслительной десницы». По представлениям ветхозаветных верующих людей, слова: и тии от руки Твоея отриновени быша — имеют такой смысл: чрез умерщвление они отданы были во ад, отеческая рука Божия дотоле носила их, а потом они были брошены и повержены в такое состояние, где уже рука Божия как бы не может пособить им.

Ст. 7 и 8. Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней. На мне утвердися ярость Твоя, и вся волны Твоя навел еси на мя.
Здесь псалмопевец еще яснее свидетельствует и исповедует, что все постигшие его бедствия происходят от руки Божией. Меня положили, говорит он, в яме под землею (в рове преисподнем и в сени смертной), т.е. во мраке смерти, могилы, и все это потому, что на мне отяготел гнев Твой (утвердися ярость Твоя), и Ты послал на меня наказания столь многие и тяжкие, как волны морские. Так безотрадно и беспомощно положение человека-грешника, который духовно мертв без божественной помощи! Близкое сходство сего псалма во многих мыслях и выражениях с некоторыми псалмами Давида и современным ему 41-м псалмом сынов Кореевых, а также многие соприкосновения обоих псалмов с книгою Иова дают основание тому мнению, что составитель сего псалма изображает в нем не свои личные страдания, а другого известного ему лица, подвергшегося страданиям, подобно праведному Иову.

Ст. 9 и 10. Удалил еси знаемых моих от мене: положиша мя мерзость себе: преданных и не исхождах. Очи мои изнемогосте от нищеты: воззвах к Тебе, Господи, весь день, воздех к тебе руце мои.
Продолжая изливать чувства своего безотрадного состояния, составитель псалма опять говорит о тех же своих бедствиях, в таких выражениях: посланными на меня бедствиями Ты удалил от меня всех моих близких и знакомых, меня стали считать даже омерзительным для них (положиша мя мерзость себе), и я, ввергнутый в несчастия (предан бых), не находил выхода из них (и не исхождах). Покинутый и презираемый всеми, я плакал до изнеможения. От чрезмерного плача глаза мои (очи мои) подверглись болезни до ослабления зрения (изнемогосте от нищеты), и нигде, и ни в чем я не мог найти опоры и утешения, как только в том, чтобы взывать к Тебе, Господи, весь день, с мольбою о помощи, вседневно к Тебе простирать руки мои.

Ст. 11, 12 и 13. Еда мертвыми твориши чудеса? Или врачеве воскресят, и исповедятся тебе? Еда повесть кто во гробе милость Твою, и истину Твою в погибели? Еда познана будут во тме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней?
Повторив еще раз свое молитвенное воззвание к Господу Богу (ст. 10, а выше ст. 2 и 3), псалмопевец в вопросительной форме выражает чувства своей глубокой веры в помощь Божию. К Тебе, Господи, взываю, как бы так говорит он, и надеюсь, что Ты не лишишь меня Своей милости. Но ведь я уже почти мертв, так неужели (еда) Ты творишь чудеса над мертвыми! И разве могут врачи воскресить их (т.е. умерших), чтобы эти последние могли снова исповедовать Тебя (и исповедятся Тебе)? Разве (еда) после того, как я погибну (в погибели) и буду во гробе, возвестит мне кто-нибудь милость и истину Твою? Разве в могильном мраке (во тме), в этой стране забвения (в земли забвенней), можно видеть чудеса Твои? Нет, после смерти исповедание Бога, для нераскаявшихся при жизни на земле, не будет полезно, тогда никто не возвестит им милости Божией, тогда для каждого человека наступает время воздаяния, а не покаяния или исправления (Лк. 16:25).

Ст. 14 и 15. И аз к тебе, Господи, воззвах, и утро молитва моя предварит Тя. Вскую, Господи, отрееши душу мою? Отвращаеши лице Твое от мене?
Изречениями сих стихов псалмопевец еще раз молитвенно взывает к Богу и говорит, что он не только днем и ночью молится, но и рано утром молитва его предупреждает (предварит) к Богу. Даже и тогда, когда Бог как бы не обращает внимания на его молитвенный вопль, он и тут продолжает усердно и горячо молиться: зачем (векую) Ты, Господи, удаляешь (отрееши) от Себя душу мою? Зачем отвращаешь лице Твое от меня (т.е. во гневе лишаешь меня Своей помощи)?

Ст. 16, 17, 18 и 19. Нищ есмь аз, и в трудех от юности моея: вознесжеся, смнрихся и изнемогох. На мне преидоша гневи Твои, устрашения Твоя возмутиша мя: обыдоша мя яко вода весь день, одержаша мя вкупе. Удалил еси от мене друга и искренняго, и знаемых моих от страстей.
Продолжая речь о тех же бедствиях своих, псалмопевец называет себя нищим, как и в начале псалма 85 (ст. 1), и говорит: я нищ, и от самой юности моей нахожусь в трудных обстоятельствах (в трудех), от которых если иногда и избавлялся (вознесжеся, вместо «вознеся же»), но потом и опять подвергался им (смирихся), и изнемогал под тяжестию их (изнемогох). Тяготеет надо мною гнев Твой, и угрозы Твои (устрашения) смущали меня, они окружали меня (обыдоша), как вода, и все вместе (вкупе) ежедневно овладевали мною (одержаша). Следствием всех этих злостраданий (от страстей) моих было то, что от меня отдалились (удалил еси от мене) все мои друзья, родные и знакомые.

Изображая в сем псалме тяжесть своих страданий, псалмопевец в то же время пророчески говорит и о страданиях Спасителя нашего за наши грехи. По толкованию св. Афанасия Александрийского, здесь устами псалмопевца говорит и Сам Господь наш Иисус Христос о своих страданиях за грехи рода человеческого [3, с. 288]. Действительно, пред началом Своих страданий Он молился Своему Небесному Отцу: «Прискорбна есть душа Моя даже до смерти» (Мф. 26:38). А эти слова имеют одинаковое значение с словами псалмопевца: яко исполнися зол душа моя и живот мой аду приближися (ст. 4). Затем слова стихов 5-7 буквально исполнились на Иисусе Христе. Он действительно был только причислен к мертвецам (привменен бых с нисходящими в ров), но не был обыкновенным мертвецем, потому что воскрес. Он был как бы беспомощным (яко человек без помощи), т.е. казался таковым, потому что все ученики оставили Его и разбежались (Мф. 26:56), но не был таковым в действительности (ст. 53). Наконец, Он уподобился раненым, лежащим во гробе (яко язвеннии спящий во гробе), потому что действительно был пронзен гвоздями и копием и погребен в пещере, закрытой камнем, следовательно, в месте темном (положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней). Эти последние слова, ввиду того, что они прямо относятся к лицу умершего и погребенного Христа, входят в состав богослужения Святой Православной Церкви; именно они поются как прокимен пред чтением Апостола на вечерни, в великий пяток. Таким образом, на время Он был как бы покинут, забыт Богом и уподобился тем, которых псалмопевец называет лишенными помощи Божией (от руки Твоея отриновени). В таком именно положении сознавал Себя Сам Иисус Христос, когда взывал к Богу Отцу Своему: «Боже мой, Боже мой, вскую мя еси оставил» (Мф. 27:46). Равным образом слова стиха 9 буквально исполнились на Иисусе Христе. Когда Иуда, с толпою народа, вооруженного дреколием, пришел в Гефсиманию, с целью взять Иисуса Христа, тогда все ученики оставили Его и разбежались (Мф. 26:56), также и во время распятия все знакомые Его стояли вдали от Него (Лк. 23:49). Иисус Христос в Своей жизни постоянно был предметом ненависти своих врагов, они гнушались Им, называли Его обманщиком (Мф. 27:63; Ин. 7:12), действующим силою диавола (Мф. 12:24; Мк. 3:22), и разные другие хулы изрыгали на Него. Будучи же предан Иудою в руки врагов (предан бых), Он не делал ни малейшей попытки избежать предстоящих страданий (и не исхождах), но добровольно вкусил смерть за грехи наши.

Прот.Григорий Разумовский. Объяснение священной книги псалмов

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s