Джон Мак-Артур Почему стоит прощать

Часть 1

Сегодня и в следующее воскресенье мы поговорим на тему прощения. Эта тема звучит с кафедры не так часто, как должно, хотя это очень, очень важная тема. Почему же она настолько важна в церкви? Мы говорим о верующих, речь идет не столько о Божьем прощении по отношению к нам, сколько о нас, о прощении друг друга. Однако это жизненно важный, существенный и чрезвычайно необходимый элемент жизни в церкви, ведь церковь, даже самая лучшая – это не что иное, как столкновение грешников. Все мы это понимаем. Мы все виновны в том, что кто-то что-то не так сказал, кто-то что-то не так сделал. Мы все кого-нибудь обижали, мы все кого-нибудь оскорбляли. Мы все переступали грань благоразумия и вели себя неразумно в своем отношении к людям. Мы все иногда поступали лицеприятно. Мы все бывали глухи к нуждающимся. Мы все отказывались оказать необходимую им помощь именно тогда, когда они в ней нуждались. Столько много, много вопросов, по которым люди в церкви не находят понимания. И поскольку церковь – очень тесное общение, более тесное общение происходит лишь в семье, и мы часто ссылаемся на этот образ, правда? Образ семьи. Так вот, мы Божья семья, и благодаря этому тесному общению, мы сталкиваемся друг с другом, все наши слабости выходят наружу, и время от времени мы наносим обиды и оскорбления.

И тогда, для настоящей жизни в церкви, для непрекращающейся радости верующих, важно, чтобы мы смогли справиться с обидами через прощение, через прощение. Ведь в конце концов отношения рушатся из-за неспособности прощать. Не обида, не соблазн разрушает отношения. Отношения убивает неспособность простить. Соблазны будут. Наш Господь говорит об этом, «надобно прийти соблазнам». Без этого не обходится жизнь в падшем мире, сосуществование с людьми, которые не достигли совершенства. Но то, как мы справляемся с соблазнами, и будет определять природу наших отношений. То же самое и в супружестве. То же самое и в семье. То же самое среди друзей. И конечно же, в церкви.

Тема прощения важна не только для взаимно скрепляющих связей церкви, но и семьи, и брака. Это не только путь к счастью, удовольствию и благословению в семье и в церкви, то есть в целом. Но неспособность простить не только убивает отношения, она убивает людей, не способных простить. Непрощение не только разрушительно для отношений, оно саморазрушительно. И Писание четко и ясно говорит: где нет прощения, там будет горечь; горечь в свою очередь производит ненависть, вместе с ненавистью приходит гнев, а результат ненависти, гнева и горечи – жажда мести. Человек стремится отомстить, но никогда до конца не удовлетворяется воздаянием, жажда мести не утоляется, и, в конце концов, он живет с горечью внутри, и эта горечь становится все сильнее и сильнее, чем дольше он живет.

Мы живем в обществе, в котором добродетелью постарались сделать … месть. Трое из четырех адвокатов всего мира живут в Америке. Они здесь просто необходимы, чтобы разбираться со всеми тяжбами гневных озлобленных людей, которые готовы содрать семь шкур с любого, кто осмелился переступить через черту и стать на их территории.

Даже психологи говорят, что прощение не здорово само по себе. Безусловно! Прощение не здорово. Зачем носить в себе обиду? Нужно решить проблему, а лучшее решение проблемы – отомстить. Несколько лет назад я читал популярную книжку под заголовком «Токсичные родители». В этой книге «Токсичные родители» автор поместила главу, которая называется «Прощать не нужно». Она говорит, что детям, обиженным отношением и поведением своих родителей, нельзя их прощать. Они должны возложить на родителей всю вину за свои текущие проблемы, потому что те отравили их своей токсичностью. Автор говорит, что дети должны громко заявить: «Я жертва, это не моя вина. Я не несу ответственности, во всем виноваты родители».

Вину за все на свете перекладывают на кого угодно, только не на себя, а месть должна быть не только великой, но и окончательной. И все же цена мести высока… заоблачно высока. Непрощение, глубоко засевшая обида, мстительность, желание отплатить, ненависть и гнев совершают несколько дел. Во-первых, тогда люди оказываются в плену прошлого. Вот цена не прощающего сердца. Плен собственного прошлого. Пока человек не простит, пока он не оставит прошлое в прошлом, пока он будет стремиться утолить жажду мести, он будет закован в кандалы прошлого. Кандалы ушедших дней. Он сам подкармливает боль прошлого. Она не просто живет, он откармливает ее, а она все растет и растет.

Если посмотреть на все это с другой точки зрения. Если ты не простишь то, что было в прошлом, то будешь ковырять незажившую рану, не дашь ей зажить, расцарапываешь до еще большей боли, обрекаешь себя на будущее, в котором ты будешь чувствовать себя еще хуже, чем в прошлом, когда это все произошло. Ты выбираешь любовь к ненависти, и эта ненависть правит бал.

И такое непрощение приводит к обидам. Оно становится инфекцией, злокачественной опухолью, которая изнуряет, наводит на искаженные воспоминания, которые в свою очередь приводят к искаженному взгляду на жизнь. Гнев выходит из-под контроля, эмоции перехлестывают через край. Человек живет мыслями о мести, и каждый разговор становится форумом, где идет соревнование по поливанию грязью тех, кто нанес сильнейшую обиду. Каждый разговор становится возможностью поношения, преувеличения и открытой лжи.

С другой стороны, прощение освобождает человека из пут обеих бед. Прощение дает тебе свободу наслаждаться отношениями и жить в мире и спокойствии сердца. Прощение – реальность, несущая свободу.

Слово Божье высоко ценит прощение по многим причинам, а самая главная причина – прощение прославляет Бога. И к этому я еще вернусь. Но, насколько я знаю, в Библии минимум 75 описаний прощения. Не волнуйтесь, я сейчас не буду перечислять все 75. Но в Слове Божьем есть минимум 75 литературных оборотов или сравнений, которые описывают прощение. Вот лишь несколько из них.

Простить – значит повернуть ключ, открыть дверь темницы и выпустить узника на свободу.

Простить – значит большими буквами написать на долговой расписке «Не должен»

Простить – значит ударить судейским молотком и объявить подсудимому: «Невиновен»

Простить – значит выпустить стрелу из лука настолько высоко и далеко, что никто не сможет ее найти и вернуть.

Простить – значит вынести мусор и выбросить его, оставив дом чистым и светлым.

Простить – значит поднять якорь и пуститься под парусами в свободное плавание.

И еще несколько библейских образов.

Простить – значит даровать полную амнистию осужденному и заключенному преступнику.

Простить – значит отпустить мертвую хватку.

Простить – значит смыть все чернила, запачкавшие кирпичную стену и выбелить ее заново.

Простить – значит вдребезги разбить глиняный горшок, чтобы больше его уже было не собрать.

Вот библейские образы прощения – очень наглядные. Прощение – восхитительное, бесценное, освобождающее, любящее отношение и действие. Прощать имеет смысл. Прощение – это здоровье. Оно благотворно. Оно благоразумно. Оно освобождает. Оно несет мир. Оно рождает любовь. Вот почему в Притчах 19:11 говорится: «Непрощение – удел глупого. Это недальновидность».

Некто однажды дал интересное описание прощению. Он пишет: «Только смелый умеет прощать. Это самая чистая и щедрая человеческая добродетель. Даже трус делает добрые дела и проявляет доброту. Даже трус сражается и побеждает. Но трус никогда не прощает. Это ему не свойственно, нет этого у него в сердце. Сила прощения идет лишь от силы и величия души, сознающей свою скромность и безопасность, способной возвыситься над всеми маленькими искушениями и отвергнуть бесплодные попытки украсть счастье» Конец цитаты.

Неплохая человеческая мудрость. В этой философской точке зрения есть доля правды. Но в нашем обсуждении мы обязаны окунуться глубже. Прекрасно, что кто-то в этом мире признает, что прощение – благороднейшая добродетель. Прощение в этом мире может оказаться в узком кругу людей, это редкое явление. Оно может оказаться настолько смелым действием, что его проявить способны только настоящие эмоциональные герои. Вот насколько оно редко. Но среди верующих оно не может быть редкостью. Это самое нормальное поведение для христиан, поскольку без него просто не обойтись в столкновениях грешников, так свойственных в жизни церкви и семьи.

Поэтому давайте рассмотрим некоторые убедительные, библейские, богословские, духовные причины, зачем нужно прощать. Хотя бы затем, что прощение духовно благородно и потому, что это нам заповедал сам Бог. Поэтому я предлагаю вам рассмотреть некоторые из этих причин сегодня и в следующее воскресенье, а если не получится уложиться в два собрания, вернемся к этой теме в третий раз уже после Пасхи.

Но, пожалуй, начнем с самого начала. От верующего требуется прощать, потому что прощение – самое Богоподобное деяние, которое может сделать христианин. Нет более божественного деяния, чем прощение. Мы никогда не будем более подобны Богу, чем когда прощаем.

Что мы имеем в виду под прощением? Прощение – это устно провозглашенное личное обещание, утверждение незаработанной, незаслуженной любви, говорящей: да, мне было больно, но у меня нет гнева, ненависти, нет желания отомстить, нет горечи, стремления к возмездию. Почему? Потому что нет вины, нет осуждения. Вот что такое прощение. Это свойство принадлежит Богу. Он – Бог прощения.

Очевидно, что мы могли бы много времени провести, рассуждая об этом конкретном атрибуте Бога – Его прощении. Но сейчас позвольте мне отметить несколько мест в Писании, где об этом говорится. В тридцать четвертой главе книги Исход Бог является Моисею. В пятом стихе Он сходит в облаке, а в шестом стихе Господь проходит перед лицом Моисея и возглашает: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный». Здесь видны некоторые качества Бога: человеколюбие, милосердие, долготерпение, милость и истина. Он сохраняет милость в тысячи родов, прощает вину, и преступление и грех. «Прощает вину, и преступление, и грех».

Когда Бог представляется Моисею и является ему, Он сам Себя определяет как Бог, прощающий любой проступок: вину, преступление и грех. Псалом 31 начинается словами: «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха». Это такое благословение! Бог прощает, не держит на нас зла за грехи. И восемьдесят четвертый Псалом псалмопевец начинает: «Господи! Ты умилосердился к земле Твоей, возвратил плен Иакова; простил беззаконие народа Твоего, покрыл все грехи его, отъял всю ярость Твою, отвратил лютость гнева Твоего». И дальше в Псалмах… есть и другие места, я всего лишь привожу примеры. Псалом 129 – похожее свидетельство Божьего прощения: «Из глубины взываю к Тебе, Господи. Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих. Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит? Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою».

Возможно, самый прекрасный пример Божьего прощения находится в первой главе книги Исаии. Это прекрасное утверждение в 18 стихе: «Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю». Вот Божье прощение. А грехи ведь были очень серьезны. Если прочитать всю главу, Исаия рисует очень красноречивую картину, насколько болен и насколько грешен был Израиль, и в то же время, как скоро Господь был готов простить!

В Исаие 43 главе, в 25 стихе: «Я, Я Сам, — говорит Бог о Своей природе, — изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну». Вот это да! Он изглаживает грехи, стирает их начисто, и из книги, и из памяти.

Послушайте Исаию 55:6, « Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив». Так говорит Господь – это наставление, которое Бог давал пророкам, когда они провозглашали суд, но в то же время объявлял, что готов простить. Иеремия 33:8: «И очищу их от всего нечестия их, которым они грешили предо Мною, и прощу все беззакония их, которыми они грешили предо Мною и отпали от Меня. И будет для меня радостным именем, похвалою и честью пред всеми народами земли, которые услышат о всех благах, какие Я сделаю ему, и изумятся и затрепещут от всех благодеяний и всего благоденствия, которое Я доставлю ему».

Вот сердце Бога, Новый Завет, который двумя главами раньше, а именно в 31 главе, празднует прощение Бога похожими словами: «Но вот завет, — это стих 33, — который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более. Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут; Господь Саваоф — имя Ему». Бог порядка и устройства, Бог, управляющий вселенной – тот самый прощающий Бог.

Конечно, когда мы обращаемся к Новому Завету, прощение Божье становится видно в подвиге нашего Господа Иисуса Христа. Весть Христова заключается в том, что Бог прощает грехи. Именно на кресте Иисус выкупил нам прощение. И все последующие книги Нового Завета несут благую весть о прощении, проповедуемую на протяжении книги Деяний, отточенную в посланиях и доведенную до победоносного конца в книге Откровения.

Величайшее, выдающееся свидетельство Божьего прощения мы находим в пятнадцатой главе Евангелия от Луки, очень знакомая нам глава, так как мы только что закончили изучение Евангелие от Луки, это история блудного сына, который грешит по-крупному (и это картина грешника, который по-крупному грешит против Бога), но, возвратившись, просто окунается в любовь и полное прощение. Это рисует нам картину обильной щедрости Божьего прощения, щедрости… Этот несчастный, грешный молодой человек возвратился домой. Он ничего не может сделать, чтобы отплатить свой долг, чтобы добиться восстановления и примирения, но он приходит и просит о милости. И получает всё. Получает одежду, перстень, обувь и права сына. Вот природа Бога. Мы видим это в нашем Господе, когда Он, умирая, говорит: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят». И в тот же день один из тех, кто смеялся и поносил Его, разбойник, распятый на кресте рядом с Ним, был прощен.

Другим прощенным был наблюдавший за распятием римский сотник. Прощение пошло дальше, и позже, в книге Деяний мы читаем о некоторых священниках, ранее настроенных враждебно к Нему, но и их грехи были прощены, и они присоединились к Его Царству. Прощение – это действие, свойственное Богу. Ни при каких других обстоятельствах человек не будет больше походить на Бога, чем когда прощает. И это становится абсолютно очевидной вестью в Новом Завете. Евангелие от Матфея 5:44: «А Я говорю вам: любите врагов ваших». А любить врагов значит простить их. «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного». Никогда человек не будет более похожим на Небесного Отца, чем когда он прощает. Это призыв быть подобным Богу.

Апостол Павел, в своем послании к Ефесянам, в замечательной четвертой главе, в знакомом нам 32 стихе говорит: «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас». Опять, прощайте, потому что Бог прощает. А вы должны– первый стих пятой главы – подражать Богу.

Позвольте мне еще раз повторить. Продолжайте прощать друг друга, как и Бог во Христе простил вам, а посему подражайте Богу, как возлюбленные дети. Так же, как Христос сказал в Матфея 5:44 и 45: «Будьте, как Отец ваш – прощайте. Поступайте по любви, как и Христос возлюбил вас».

Конечно, потому что прощая, ты проявляешь милость подобную Божьей милости. Колоссянам 3:13 повторяет то же самое: «Прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы». Кстати и письмо колоссянам, и письмо филиппийцам Павел писал из темницы, куда он попал из-за несправедливости и жестокости. Но он практиковал ту же самую добродетель, к которой призывает верующих.

Итак, первая причина почему стоит прощать, заключается в том, что прощая мы становимся похожими на Бога, как никогда иначе. К этому моменту мы вернемся чуть позже, и тогда увидим, насколько нелепо принимать постоянное, последовательное прощение от Бога и удерживать его от других людей.

Я хочу привести и вторую причину прощения. Во-первых, прощая, мы становимся наиболее похожими на Бога. Во-вторых, шестая заповедь запрещает не только убийство, шестая заповедь запрещает не только убийство. Шестая заповедь говорит: «не убивай», правильно? Об этом говорится в книге Исход, 20 главе. Означает ли там только «не убивай» или эта заповедь означает нечто большее? Давайте снова обратимся к Нагорной проповеди, Евангелие от Матфея, глава 5, Матфея 5 глава. Хочу, чтобы мы посмотрели на два стиха: стихи 21 и 22.

В этой части проповеди Господь дает бой ограниченному, поверхностному толкованию Его заповедей, которое было принято в иудаизме. Про это Он и говорит: «Вы слышали, что сказано древним…». Иными словами: этим заповедям вас научили древние раввины, раввины и книжники прошлого. Вы слышали, что они говорили. То же самое через некоторое время повторяется в стихе 27: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй»… Стих 31 «Сказано также, что если кто разведется…», стих 33: «Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы». «Вы слышали», стих 38, «что сказано, око за око и зуб за зуб». Или же стих 43: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». Вы все это слышали. Вас так научили.

И в данном случае, вы слышали, что сказано древним: «не убивай, кто же убьет, подлежит суду». Так вот, иудеи уже давно были прекрасно осведомлены и серьезно относились к вопросу об убийстве… (разве что если жертвой убийства становился пророк). К сожалению, они рады были убить пророков. Но если это оставить за скобками, то они понимали распространенность преступлений, порочащих Бога, и одним из таких преступлений было убийство. Они могли утверждать, что если кто-то совершил убийство, он должен был предстать перед судом, а Ветхий Завет за убийство предписывал предать смерти. Вот что вы слышали, вот что вы слышали.

Давайте пойдем дальше. Ведь это еще не все. Шестая заповедь предполагает больше, чем просто убийство. «Я говорю вам, — стих 22, — а Я говорю вам, — стих 28. Стих 32 – А Я говорю вам, стих 34 – А Я говорю вам, стих 39 – А Я говорю вам. Стих 44 – А Я говорю вам». Во всех перечисленных случаях Он начинает с того, что они слышали, а потом говорит, что кроме того, что вы слышали, есть кое-что еще. «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «Ты яйца выеденного не стоишь», — это можно так перевести – подлежит Верховному Суду; а кто скажет: «безумный«, будет настолько виновен, что подлежит геенне огненной.

Иисус говорит: «Смотрите, если вы в своем сердце держите ненависть, то вы виновны перед Богом в убийстве, хотя его в реальности не совершали». Послушайте Первое послание Иоанна 3:15, Апостол Иоанн это понял: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца»; Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца.

Непрощение – это чувство ненависти. Это проявление ненависти. Иисус сдирает маску напускной праведности и обнажает клыки убийственного отношения. Если кому-то сказать, как в оригинале, «рака», это просто транслитерация оригинального слова, то мы увидим, насколько злобное это отношение. Этот популярный эпитет не имеет точного перевода, поэтому в Библии мы читаем транслитерацию «рака». Перевод «Радостная весть» говорит «Дурак». Я думаю, что это слишком мягкий перевод значения этого слова. Это термин унизительный, насмешливый, оскорбительный, ненавистнический, злобный термин. Точно так же и термин «безумный». Слово «безумный» могло означать то же самое, что и «безбожник», потому что именно безумец сказал в сердце своем «нет Бога». «Ты безумный» — эта фраза была равнозначна проклятью над человеком. И если ты относишься к человеку подобным образом, унизительно, оскорбительно, то твоя вина достойна геенны огненной. Ты должен увидеть, что нужно простить в сердце, а не только убрать орудие убийства. Ты должен полюбить и простить, а иначе ты во грехе.

Если ты христианин, то это твоя обязанность – простить, выпустить всю ненависть, все чувство мести. Нужно отпустить это чувство унижения, оскорбления и презрения, насмешки и ненависти к другому человеку. Если тот человек христианин, значит он для тебя – Христос. Как ты отнесешься к этому человеку, так ты относишься и ко Христу. Если же тот человек неверующий, он все равно несет естественный образ Божий, и ты окажешь поистине медвежью услугу своим отношениям и с христианином, и с неверующим такой непрощающей ненавистью, да и тебе же самому от этого лучше не станет от такого отношения. Смертная казнь предназначена не только для убийц, но и для ненавистников.

Ты ведь не против почитать образ Божий в себе самом, так почему же ты настолько горделив, что не видишь образ Божий в другом человеке? Ты не против признать, что в тебе живет Христос. Но как страшно, что ты в семье Божьей не признаешь Христа, живущего в другом человеке. Ты гневаешься на чужой грех. А на свой ты так же гневаешься? Или ты настолько горд, что не замечаешь свои собственные грехи, а только грехи других людей? Ненависть к человеку, неспособность прощать другого – значит держать внутри желание убить. А любая неспособность простить эгоистична. Необходимо разобраться с гордыней в сердце. Это настолько серьезно, что можно сказать, что непрощенный грех может отправить человека прямой дорогой в геенну огненную. Ни одна обида, насколько бы она ни была сильна, ни одна нанесенная тебе обида не достойна ненависти и непрощения. Иногда люди желают с этим спорить. «Так что, прощать нужно, даже когда прощения не просят?» Да… да. Прощать нужно мгновенно, в тот же момент, прощать нужно полностью, прощать нужно совершенно. Будет ли после этого примирение и какие будут отношения в будущем – это уже вопрос другого человека, желает ли он отношений, и если желает, то каких. Но что касается прощения, оно должно быть сразу.

Хочу предложить и третью причину, почему нужно прощать. Тот человек, который обидел тебя, еще больше обидел Бога. Тот, кто обидел тебя, еще больше обидел Бога. Задай себе вопрос. Ты говоришь: «О, я так обижен, Он(она) так сильно обидел(а) мена, я просто не могу, ко мне так отнеслись, что я просто не нахожу себе места. Может быть, мать или отец бросили меня, может быть, это бывшая жена или муж нанесли страшную рану, мне было так больно, что раны до сих пор кровоточат».

Послушайте, если Бог, который был обижен этим грехом намного больше вас, который несравненно более святой, чем вы прощает, то не говорите мне, что вы не можете простить. Хотите сказать, что обидеть человека страшнее, чем обидеть Бога? Вы это хотите сказать?

«О, я знаю, что Бог может простить, а я нет». Неужели? Ты что, суд более высокой инстанции? Или ты святее? Конечно же нет. Если Бог, который святее всех, может простить грех, который страшнее всех, неужели ты, наименее святой, не можешь простить наименьшую обиду? Любой грех прежде всего совершается против Бога. Посмотрим на 50 Псалом, 50 Псалом. Этот псалом написан в результате греха Давида с Вирсавией: он совершил прелюбодеяние и убийство, и сейчас он был сломлен чувством вины, осуждения. Его разрывало на куски. 31 псалом из той же серии. Он говорит, что он ощущает физическую боль. Его тело слабеет… вот что делают грех и вина – они воздействуют физиологически, высасывают все соки из организма. Воздействие оказывается на жидкости, текущие внутри организма, на кровеносную систему, на слюноотделение.

И вот он видит этот свой грех против Вирсавии, против ее мужа Урии, грех против собственной семьи, собственных детей и собственного народа. Но он смотрит дальше всего этого, и в 6 стихе говорит: «Тебе, Тебе единому согрешил я». Любой грех нужно рассматривать именно как преступление против Бога, против святейшего Бога. «Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал». Любой грех совершается против Бога. Тот факт, что он также и против тебя или меня – второстепенный. Это уже побочное действие. Это уже несущественно, не нужно его воспринимать на свой счет, не позволяй ему разрушить твою жизнь, не позволяй ему ранить церковь. Это же смешно! Если Бог, бесконечно святой, прощает высший грех против Него, так неужели мы, совсем не святые и испытавшие небольшой грех против себя не можем простить? Мы сами нуждающиеся в прощении других и Бога, неужели мы пожалеем прощение, в котором сами так сильно нуждаемся?

Итак, нужно прощать. Мы прощаем, потому что Бог запрещает гнев, ненависть и чувство мести. Мы прощаем, потому что прощает Он, самый Святой и более всех оскорбленный. Мы прощаем, потому что ни при каких других обстоятельствах мы не будем более похожи на Бога, Бога которого мы проповедуем. И если ты называешь себя христианином, ты дитя Божье. А если ты дитя Божье, то ты понимаешь, насколько важно проявлять Божье подобие.

Хочу сказать еще одну причину, и она связана с той, о которой я только что говорил. Ясно, что те, кому прощены более страшные грехи, должны прощать меньшие грехи. То есть, те, кому даровано прощение в большей мере, должны желать даровать прощение в меньшей мере. Что я этим хочу сказать? Посмотрите, что было прощено вам? Что Бог простил вам? Что? Все грехи, все беззакония, все преступления, с момента появления на этот свет и до момента, когда вы его покинете. Будучи Его дитем, вы получаете прощение, окончательное, полное, совершенное, за все прошлое, настоящее и будущее. Грандиозность этого прощения просто поражает.

Рассмотрим 18главу от Матфея, иллюстрацию, которая подводит нас к следующей причине. Если Бог прощает большее, то как мы можем не простить меньшее? Незабываемая история в Евангелии от Матфея 18 главе. Петр пытается выяснить, как нужно прощать людей, ведь он сам живет в постоянном столкновении верующих. Он понимает, насколько легко обидеть. Они и так спорили каждый день и раздражали друг друга. Они были вместе круглые сутки. Освящением там и не пахло. Все они были маловеры и мечтали сесть у Иисуса по правую руку в Царстве Божьем. Так что споры там гремели нешуточные.

И вот Петр приступил к Нему: Это жизнь. «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?» Петр уже в уме сам похлопывает себя по плечу и сам себя крепко обнимает. Как же, ведь раввины говорили, что трех раз вполне достаточно. Прощаешь один раз, другой, третий, а после уже все – прощения больше нет.

Петр хочет перещеголять раввинов и удваивает их количество и даже добавляет еще один раз. «Господи, может быть до семи раз прощать?» Он уже думает, что за это его точно похвалят. «Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз». Просто взял его число и умножил на бесконечность.

В другом Евангелии говорится «семь раз в день». Просто не переставай прощать. Это бесконечно. Сколько раз тебя обидели, столько и прощай. Ведь так и Бог прощает, правда? Я бы сказал, что Бог прощает семьдесят по семь раз в день, день за днем, неделю за неделей, из месяца в месяц, всю мою жизнь, всю твою жизнь.

Тогда Иисус рассказывает историю, которая четко поясняет смысл этой истины: «Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими». Имеется в виду царь, который поручил определенные наделы своего царства вассалам – рабам высокого ранга, обязанностью которых в этой определенной области было собирать налоги и прибыль для царя. Вот он собирает этих рабов, чтобы получить отчет. «Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов». Это просто невосполнимая сумма. Кто-то подсчитал, что она равна… она примерно равна… валовому внутреннему продукту Госудраства Израиль. Просто невообразимое количество денег.

И вот этот бедолага предстает перед царем и должен отчитаться за огромное богатство. Это значит, что порученная ему ответственность была очень серьезной, и такая сумма денег могла накопиться только лишь за долгое время. И сейчас настало время рассчитаться.

Стих 25 говорит «он не имел, чем заплатить». Что ж ты с ними сделал? Как ты промотал эту невообразимую сумму, выбросил на ветер? «Государь его приказал продать его» (Ну, я тебе покажу, отплатишь и ты, и твоя жена, и дети, отдашь все, что имеешь, пока не расплатишься за все). Похоже на процедуру банкротства, при которой у тебя ничего не остается, а взять можно лишь то, что можно отдать. Что же можно с тебя взять? Всего лишь цену раба за каждого члена семьи и имущество. Я с тебя возьму все, что можно. И это будет очень милостиво.

«Тогда раб тот пал – стих 26 – и кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу». Хм, интересно, как это у тебя получится? Это же невозможно. «Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему». Вот это да! Прекрасно! Удивительно.

Стих 28: «Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев – это равно примерно трем месячным зарплатам – просто ничто по сравнению с той суммой, которую он сам промотал. И вот, он находит товарища, который ему был должен сто динариев — и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: — те же самые слова – потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга».

В долговых тюрьмах узники работали годами за копейки. Вот это подвиг, вы не находите? Ведь страшнее просто придумать невозможно. Тебе только что простили огромную кучу денег, а ты бросаешь за решетку товарища, который тебе должен трехмесячную зарплату? Просто омерзительно.

Представляете картину? Вот что получается, когда не прощаешь ближнего. Ты не против получить полное прощение неоплатного долга от милостивого Господа, а потом идешь и душишь своего ближнего, пока не сдерешь с него семь шкур, и бросаешь в долговую яму?

Мера прощения – прощение, которое даровал нам Господь. В этой истории есть и другие истины, и мы вернемся к ней в следующее воскресенье. Оттуда тогда и начнем. А на сегодня достаточно.

Мы заслужили осуждение. Мы падаем ниц перед Богом и получаем полное прощение. А потом? Идем к людям и ведем себя с ними непростительно, немилосердно, немилостиво, бессердечно, в то время как сами получили то, что получили? Господь так милостиво простил тебя, неужели ты не сможешь простить ближнего? Он простил тебе огромный неоплатный долг, неужели ты будешь требовать от обидевшего тебя ближнего больше, чем Бог требует от тебя?

Тебя освободили от суда, почему же ты мстишь другому? Сильно сказано, и это сильный призыв к прощению.

Пожалуй, на сегодня достаточно.

Отец небесный, спасибо Тебе за то, что мы могли сегодня рассуждать на эту тему. Мы хотим, чтобы нас знали людьми, которые с желанием, щедро, милостиво, с состраданием и любовью прощают. Это наше желание. Мо хотим быть похожими на Тебя. Мы хотим быть Твоими возлюбленными чадами, которые подражают Богу. Мы хотим быть великодушными и милостивыми, как и Ты к нам. Мы хотим быть послушными Твоим заповедям не только на поверхности, не только в поведении, но и глубоко внутри, на уровне отношения. Просим, чтобы наша жизнь, супружество, семья и церковь была местом, где прощение льется рекой, а мы наслаждаемся свободой и силой этого прощения, и благословением, которое Ты даешь Своей рукой прощающей душе. Просим, чтобы Ты и дальше вел нас в послушании, чтобы мы познали всю полноту радости, молимся во имя Христа, аминь.

Часть 2

В прошлое воскресенье мы начали разговор о прощении. Это необъятная тема, и нам нужно на практике применить выученные уроки. Прощение имеет для нас огромную, огромную важность. Прощение имеет непреходящее значение в жизни христианина. И я хочу предложить вам перечень принципов, демонстрирующих важность прощения.

На прошлой неделе мы рассмотрели некоторые принципы, и первый принцип, который, по сути, самый важный и заключается в том, что прощение – это наиболее Богоподобный акт, который только может совершить человек. Ты не будешь ни при каких других обстоятельствах более подобен Богу, чем когда прощаешь. Конечно же, мы возвеличиваем Божье прощение, мы понимаем Божье прощение. Это когда Бог не замечает нашего греха. Это когда Бог не замечает нашей вины. Это когда Бог дает нам обетование, что нам прощены все грехи: прошлые, настоящие и будущие. Мы получаем новый незаслуженный статус – полного и совершенного прощения исключительно по Божьей благодати. И это пример, как мы должны прощать. Мы прощаем по благодати, а не потому что кто-то заслужил прощение.

Мы даруем прощение свободно, безусловно, неограниченно, безоговорочно. И предлагая прощение, мы одновременно отбрасываем всякую враждебность, всякий гнев, ненависть, желание отплатить, стремление отомстить, горечь. Это гарантирует, что наша жизнь будет свободна от горького корня, о котором говорится в послании к Евреям, свободна от тревожного гнева и враждебности, снедающей душевную радость. Прощение – это наиболее Богоподобный акт, которое только можно совершить. И сам Бог – наш пример. Сначала ты прощаешь, потом опять прощаешь, потом опять прощаешь, потом опять прощаешь. Как мы узнали из слов нашего Господа Петру: «Нужно прощать до седмижды семидесяти раз», «семь раз в день». Сколько раз тебя обидели, столько и нужно прощать.

О том же самом наш Господь Иисус говорил в Нагорной проповеди, когда говорил «любите врагов ваших». Как можно любить врагов? Прежде всего, нужно превознестись над их грехом, над их обидой. Ведь они враги, что само собой предполагает, что они сделали нечто, чтобы уколоть тебя, ранить, укусить, сделать больно. И если ты собираешься любить врагов, то вместе с любовью обязательно идет и прощение. Это не дает гарантии, что у тебя будут с ними близкие отношения, образцовые отношения. Но опять же: когда нас прощает Бог, это не значит, что у нас с Ним надлежащие отношения. Мы продолжаем грешить против Него. Он продолжает нас прощать. Отношения будут надлежащими только тогда, когда мы будем с Ним на небе во славе, когда придет полное совершенство, когда всю нашу жизнь наполнит абсолютная святость и праведность, только тогда достигается полное примирение.

Во-вторых, говоря относительно прощения, мы сказали, что это не только самое Богоподобное деяние, которое можно совершить. Нужно также помнить, что шестая заповедь запрещает не только убийство. Шестая заповедь запрещает не только убийство. Шестая заповедь говорит: «Не убивай». Но наш Господь сказал: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду – это Матфея 5:21 и 22 – А Я говорю вам, что если ты ненавидишь ближнего в сердце своем, то виновен в убийстве.

Мы помним, что 1 Иоанна 3:15 говорит: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца». Наш Господь достиг самой глубины смысла Десяти заповедей. Мы должны понимать, что даже если мы и не думаем убивать кого-либо, даже и в мыслях не допускаем убить кого-нибудь, но наше сердце полно ненависти так, что мы награждаем человека эпитетом «рака», или «дурак», то наша вина равно велика.

Нужно любить врагов и любить ближнего как самого себя. Нужно стремиться искать образ Божий в них. Нужно с ними поступать милостиво. Никак не меньше. Любой гнев, любая горечь на самом деле означает фактическое убийство в сердце. Нежелание прощения по сути есть желание зла.

В-третьих, в прошлый раз мы говорили, что нужно помнить (и это должно всех нас побуждать к прощению), что кто бы и насколько бы сильно нас не обидел, этот человек обидел Бога гораздо больше. И если самый святой Бог прощает самую сильную обиду, то как мы, отнюдь не святые, можем не простить значительно меньшую обиду? По-моему, это совершенно очевидный принцип.

Мы понимаем это, увидев, что говорит псалмопевец в Псалме 50:6: «Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал». Давид понимает, что его грех направлен против Бога. Он взывает к Богу о прощении: «Омой меня, окропи меня, Возврати радость спасения моего, и научу беззаконных путям Твоим, и буду благоугоден Тебе». И конечно же, это прощение было даровано Давиду, и он так говорит об этом: «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!» Вопрос в том, что, если Бог, против Которого совершено самое страшное преступление, может полностью простить, то неужели мы, против которых совершено гораздо меньшее преступление не можем простить? Если бесконечно святой Бог может простить, то неужели мы, бесконечно несвятые, не можем?

Итак, мы прощаем, потому что когда мы прощаем, мы более всего похожи на Бога. Мы прощаем, потому что Бог запрещает гнев, ненависть и чувство мести. И мы прощаем, потому что Бог, Который был оскорблен больше всех, прощает, и тем устанавливает нам стандарт прощения.

Наконец, в-четвертых, мы на этом закончили в прошлый раз, поэтому я кратко остановлюсь на этом пункте, и мы пойдем дальше. Очень логично, и это связано с предыдущим пунктом, что те, кому прощены бóльшие грехи, должны прощать меньшие.

Не важно, что человек делает против меня или против вас, но этот грех даже близко не стоит с оскорблением, которое нанесено Богу. Степень оскорбления прямо пропорционально святости оскорбленного. Бог оскорблен больше всех, как мы только что говорили. Именно против Бога совершаются самые страшные грехи. И если Он прощает все грехи, которые мы совершили в прошлом, совершаем сейчас и совершим в будущем, полностью, то тем самым Он устанавливает стандарт, по которому мы должны желать простить других. Нам отпущен неоплатный, непостижимый, неисчислимый долг, неужели мы не простим мелкие обиды, которые нанесены нам? Чтобы до конца уяснить это, мы читали 18 главу от Матфея, давайте еще раз откроем ее, мы увидим здесь еще несколько пунктов. Здесь Петр говорит с Иисусом о прощении.

В 21 стихе он спрашивает: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?» Раввины учили, что прощать можно только до трех раз, Петр удваивает эту цифру и добавляет еще один и думает, что Господь похвалит его. «Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз». И рассказывает историю о том, почему прощать нужно от всей души, щедро. Эта история всем нам хорошо знакома. История о царе, символизирующего Царя Небес, который дал своим слугам разные задания. Он собирает этих слуг – высокопоставленных вельмож, которые должны были собирать подати и потом все собранное отдать государю. Им было дано задание принести доход в казну.

И вот настало время дать отчет. Один из слуг, мы читаем в 24 стихе, должен был ему десять тысяч талантов… невероятно огромную сумму денег… невероятно огромную сумму денег. Он обязан был отдать все, что был должен, но не имел, чем заплатить, читаем в 25 стихе. Вероятно, собрав все эти деньги, он взял и потратил их на себя. Государь приказал и его самого, и жену, и детей, и имущество продать и с этого заплатить. Государь приказал: «Продать их всех в рабство, чтобы хоть что-то с них получить. С них не возьмешь всего, что он должен, но возьму хоть что-то».

И вот этот бедняга падает на колени и умоляет: «Государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу». Он напуган, он вывернут наизнанку, обнажен. «Потерпи на мне, и все тебе заплачу».

27 стих: «Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему». Невероятная история! Обычно в таких продолжительных историях, которые рассказывал Иисус, присутствует элемент неожиданности. Вот он. Простить долг в десять тысяч талантов.

И дальше, 28 стих говорит: «Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, – динарий был равен примерно дневной плате за труд поденщика или римского солдата, работяги. То есть, примерно трех-, четырех-месячной зарплате, – и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его, – теми же словами: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга».

Позор! Человеку был прощен невообразимый долг, просто потому что он попросил. Любой, слушающий рассказ Иисуса, будет поражен. Господь обращался к Своим ученикам, ведь именно с ними Он говорил в этой 18 главе Евангелия от Матфея. Эта речь обращена к ученикам, может быть, в доме у Петра, возможно, рассказывая эту историю, Господь держал на руках кого-нибудь из маленьких детей в семье Петра. Несомненно, они были оскорблены таким поведением человека, которому был прощен невероятный долг, а он душит товарища и бросает его в долговую яму за гораздо меньший долг, который вполне можно заплатить. Наш Господь преподает нам урок: нельзя принять полное прощение от Бога и остаться не прощающим человеком. Невозможно принять полноту всеобъемлющего Божьего прощения грехов всей жизни, а потом безжалостно душить другого, потому что он тебя обидел. Нет ничего уродливее, ничего хуже, ничего более достойного сожаления и более непоследовательного, чем христианин, непрощающий обидчика и держащийся за свое непрощение… просто непоследовательно.

Теперь давайте обратимся к пятому пункту. Мы видим его в этой же самой истории, в том же контексте. Тот, кто не прощает, не смеет надеяться на любовь других христиан… Тот, кто не прощает, не смеет надеяться на любовь других христиан. За горечь и непрощение придется дорого заплатить. И мы сталкиваемся с этим в 31 стихе этой притчи: «Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее».

Они явно оскорблены поведением человека, которому было так много прощено, но который не желал простить другого. Они не хотели иметь с ним ничего общего. Непрощающий человек не приветствуется в приличном обществе. Непрощающий человек – это закваска, дурное влияние, и он оказывает дурное влияние на новообращенных, на зрелых верующих, он настраивает против себя всю церковь. Это человек, с которым никто не хочет быть рядом, ведь человек, неспособный простить, не способен и перестать говорить об обидчике, которого он не прощает, и об обиде, нанесенной ему. Это так свойственно непрощающему человеку. Поэтому друзья и отворачиваются от непрощающего человека.

Здесь мы видим некое подобие церковной дисциплины, потому что его товарищи-рабы обращаются непосредственно к государю с жалобой на его поведение. То есть, они передают рассмотрение дела в руки Господа. Непрощающих людей нужно подвергать церковной дисциплине. И если вы знаете кого-то, кто не прощает, или если вы сами не прощаете, то кто-то должен обратиться к вам, или вы сами должны пойти к непрощающему человеку и сказать: «Кстати, ты живешь во грехе, и тебе нужно в нем покаяться». И если он покается, то приобрел ты брата своего, на основании Матфея 18 главе, немного выше. А если не покается, то следующий шаг – привести двух или трех свидетелей и еще раз указать на грех, чтобы засвидетельствовать, есть покаяние или нет. И если человек снова не кается, то сказать церкви, и церковь должна обличить человека. И он все равно не покается, то отлучить его от церкви, потому что тогда он оказывает дурное влияние и ведет себя, как неверующий. Не подобает прощенному христианину не прощать, поэтому к нему нужно относиться как к неверующему.

Непрощение – неприятная вещь внутри общения Тела Христова. Кроме того, люди будут сторониться такого человека, боясь, что произойдет, если вдруг они случайно перейдут эту грань и обидят его, и тем самым попадут в категорию тех, с кем он захочет расквитаться.

Шестой пункт, и мы находим его в той же самой истории, неспособность простить приводит к наказанию от Бога. Неспособность простить приводит к наказанию от Бога. Прощать нужно в тот самый момент, когда нам нанесена обида, мгновенно, чтобы не взращивать месть, воздаяние, враждебность, ненависть, гнев, горечь. Но если мы не можем простить, если мы не прощаем, смотрите, что происходит: «Тогда государь его, — царь, господин –призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга». Истязателям? Кто бы это мог быть? Стресс, трудности, болезни, проблемы. Подобно, как в Иакова 2:13 говорится: «Ибо суд без милости не оказавшему милости». Это не осуждение на муки в аду. Это не полное осуждение. Это суд божественной дисциплины. Матфея 5:7 говорит то же самое, только с обратной стороны: «Блаженны милостивые, ибо они… помилованы будут». Что посеешь, то пожнешь. Отдашь милость, Бог даст тебе милость. Не будешь прощать, то Бог Своей рукой накажет тебя.

Идем дальше. Седьмой пункт: тот, кто не прощает, сам не будет прощен, и наказание за грех непрощения будет пребывать над человеком до тех пор, пока он не дарует прощение обидчику. И тогда, когда он простит, он и сам получит прощение.

Давайте обратимся к Евангелию от Матфея шестой главе, где подчеркивается эта истина. Очень известный для нас отрывок. Матфея, 6 глава 12 стих. Это молитва, которой Христос учил Своих учеников: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Как это дерзко просить простить нам долг, когда мы сами даже и не собираемся простить, не так ли? Об этом мы и говорим.

Дальше, в 14 стихе: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». И тогда наказание за грех непрощения будет долгим. Если прощаем, будем прощены. Бог поступает с нами, как мы поступаем с другими. А если не прощаем, то не будем прощены.

Мы не говорим здесь о вечном прощении. Мы не говорим об оправдании. Мы не говорим о том, каков наш статус перед Богом, благодаря праведности Христа, вмененной нам. Это уже решенный вопрос для нас в будущем. Будущее благословение уже даровано нам, не так ли, при оправдании. Мы здесь не говорим о вечном прощении, мы говорим о временном прощении. Речь не идет о вечном прощении относительно нашего оправдания. Это временное прощение относительно освящения. Оно не имеет ничего общего с вопросом вечного благословения, будущего благословения. Речь идет о благословении в настоящее время.

На протяжении многих лет пасторского служения я видел, что в жизни многих людей, их семей, их отношений в браке присутствует пустота, сухость, безликость и скука, отсутствие радости, упадок сил и беды, и всё потому, что внутри такого человека, верующего христианина есть чувство мести и горечи, гнева, враждебности и ненависти. И пока такой человек не простит, он не получит благословения Божьего прощения. Такие люди могут обращаться к душепопечителям, и я надеюсь, они обратятся к тем душепопечителям, которые прошли обучение, и которые будут обличать их в нераскаянном грехе. И преобладающий грех, с которым приходится иметь дело в душепопечении – это горечь, гнев и ненависть, прочно засевшая в сердце и отрезавшая человека от благословения. Жизнь и так тяжела, а если не прощать, она будет еще тяжелее.

Итак, мы обозначили все аспекты: прощать нужно, потому что это наиболее Богоподобное деяние; потому что прощение заключено в шестой заповеди, ведь ненависть равносильна убийству; потому что наиболее Святой и наиболее оскорбленный Бог прощает и показывает нам образец, нам, наименее святым и наименее оскорбленным; потому что Он простил бóльший грех, то как мы можем не простить другим меньший грех?; мы сами себя лишаем радостей общения, если не прощаем; наконец потому что мы подвергаемся Божьим дисциплинарным мерам, и Он не простит нам и не даст благословений, пока мы не простим других.

Еще несколько убедительных причин для прощения. В-восьмых, непрощение делает нас непригодными к поклонению. Непригодными к поклонению.

Не нужно думать, что можно просто прикатить в церковь в воскресенье с несерьезным отношением, думая, что Бог только и ждет, что, независимо от того, что творится в твоей жизни, ты придешь и предложишь Ему свое поклонение. Например, в Матфея 5 главе, и мы опять возвращаемся в Матфея 5 главу: «Итак, – читаем 23 стих, – если ты принесешь дар твой к жертвеннику, — т.е. для поклонения, все происходит до Голгофы, поэтому мы говорим о храме, и там была такая форма поклонения. И вот если ты идешь в храм и несешь приношение, чтобы поклониться Богу, прославить Бога, воздать Ему честь – и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, — то есть если есть неразрешенная проблема во взаимоотношениях. Вот непрощение, неразрешенный конфликт, — оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».

Здесь говорится о конечной цели, о том, что нужно искать примирения, и мы должны стремиться к примирению, если кого-либо прощаем или просим о прощении. У меня случился подобный разговор примерно пару дней назад. Мне передали, что я серьезно оскорбил одного человека, человека, который мне не безразличен, с которым мы знакомы уже давно. Я позвонил этому брату и попросил у него прощения, потому что я не хочу… я не хочу нарушить заповедь Божью и быть непригодным для поклонения. Я попросил его простить мне то оскорбление, которое я ему нанес. В ответ он попросил меня простить его за оскорбление, которое он нанес мне. Для нас эта ситуация закончилась примирением. И это происходит не столько потому, что ты хочешь иметь добрые отношения с этим человеком, сколько потому, что ты хочешь иметь добрые отношения с Богом.

Никто не должен приближаться к Богу в поклонении, если есть горечь и обида на другого человека, независимо от того, кто был виноват в конфликте. Если есть гнев и непрощение, его нужно разрешить, насколько возможно, в своем сердце. Потому что бывает так, что ты идешь к человеку и говоришь: «Я хочу все исправить», а твой собеседник этого совсем не желает. Он хочет держать в себе свою горечь. Но, насколько возможно, ты стремишься открыть свое сердце и стремишься получить прощение и даровать прощение.

В-девятых, очень полезный пункт… не простить – значит узурпировать Божью власть… не простить – значит узурпировать Божью власть. Когда ты не желаешь простить, то нужно задать себе вопрос: «А кто поставил тебя судьей на земле?» Ты что, лучше Бога? Я считаю, что это высшая степень эгоизма. Любой, кто не прощает, совершает серьезную ошибку по восприятию самого себя. Таким образом ты берешь на себя смелость выхватить из рук Бога меч божественного суда и размахивать им, как будто у тебя есть на это право? Вот это дерзость!

Римлянам 12 глава… Римлянам 12 глава 14 стих: «Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте», потом 17 стих: «Никому не воздавайте злом за зло». 18 стих: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми». 19 стих: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». Не нужно ни с кого спускать семь шкур.

Есть люди, которые тешат себя иллюзией, что они должны быть судьями. Бог слишком медлен. Кажется, что Богу безразлично. Бог кажется слабым. Похоже, что Ему не интересна ситуация, которая так сильно оскорбила меня. Вот это самое настоящее богохульство.

Начнем с того, что человек сам по себе грешник, не правда ли? И многие люди имеют полное право занести меч над твоей головой, не так ли? Но истина в том, что отмщение – дело Бога. Могу засвидетельствовать, что я сам в этом находил утешение. Я просто счастлив от всего сердца и всей своей крепостью даровать полное прощение, когда меня оскорбили, а возмездие и воздаяние оставить в руках Бога, Который лучше всех разбирается в ситуации. Его стандарт выше, мой ниже. Его справедливость – непорочная и совершенная, моя справедливость нечиста и несовершенна. Его власть безгранична, у меня нет никакой власти. Он беспристрастен, абсолютно беспристрастен, а я нет… я не всеведущ. Я не вижу конца от самого начала, я не могу увидеть мотивы. Я невежда, я близорук, я ничего не вижу дальше сегодняшнего дня. Все, что происходит со мной, я переворачиваю в свою пользу, и чем дольше я пережевываю то, что мне не нравится, тем больше оно разрастается и отдаляет меня от реальности. Я не тот человек, который может судить, и ты тоже. Никто из нас не имеет на это права, никто.

В этой связи давайте поговорим о последнем пункте, десятом пункте. Здесь есть над чем подумать. Я помню несколько лет назад, когда я размышлял об этом, я проповедовал по посланию к Филимону, это замечательная история о прощении, где апостол Павел просит Филимона простить беглого раба Онисима и принять его.

Я перебирал в мыслях все пункты, о которых мы сейчас говорили, и вдруг меня, как молнией, ударила одна мысль, которая как бы объединяет все в одно: раны, нанесенные тебе, обиды и оскорбления, причиненные тебе, — это всё испытания, совершенствующие тебя. Если ты отвечаешь местью, то ты буквально прерываешь то лучшее действие, которое Бог может совершить в твоей жизни. Тебе нужно быть оскорбленным. Твоя гордыня нуждается в этом, в этом нуждается твое своеволие, твоя независимость нуждается в этом. Все трудности жизни, все причиненные обиды, нужно научиться благодарно принимать. Любая критика, любая несправедливость, любые гонения, любое плохое обращение, любое перевирание твоих слов – все это, все нападки, наносящие тебе раны, есть не что иное, как испытания, ведущие тебя к совершенству. 1 Петра 5:10: «Бог же… Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас», по кратковременном страдании вашем, да совершит вас.

Иакова 1 глава 3 стих: «Испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие»… Испытание вашей веры производит терпение, то есть стойкую, сильную веру. Тебе она нужна, значит испытаниям быть! «Блажен человек, — это 12 стих, — который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. Поэтому с великой радостью принимайте, братия, когда впадаете в различные искушения».

Замечательная иллюстрация этому приводится во 2 Коринфянам 12 главе… 2 Коринфянам 12 глава. И на протяжении разных лет мы говорили об этом. Поэтому я просто напоминаю об этом. В 10 стихе Павел делает замечательное заявление: «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен». В страданиях Павел узнал, что именно испытания Бог употребил для того, чтобы усовершить его. За несколько стихов до этого он описывает одно из них.

В 7 стихе он говорит: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, — он лично встречался с вознесенным Христом, и сам возносился до небес, о чем он говорит в начале главы, и это было настолько чудесно, что не высказать словами. Но благодаря таким откровениям, он мог бы впасть в искушение и начать превозноситься. Поэтому дано ему «жало в плоть». Его плоть могла возгордиться и превознестись, поэтому ему было дано буквально копье, слово «жало» означает заостренный кол. Этот заостренный кол был вбит в его плоть, чтобы она не возгордилась, и это был посланник сатаны, «ангел сатаны», дьявольский ангел, бес. Я полагаю, что этим бесом был дух, который вел коринфскую церковь к разрушению, и это удручало Павла. Зачем было Господу позволять бесу прокрасться в церковь и в виде лжеучителей, воплощенному в лжеучителях, разделять и разрывать на части церковь, которой Павел посвятил такую большую часть своей жизни? «Чтобы я не превозносился».

Подумать только! Невероятно, не правда ли? Господь может позволить бесам и искусным лжеучителям право и возможность войти в церковь и пустить в ней корни, если результатом этого будет смирение пастора.

«Трижды молил я Господа, — говорит он в 8 стихе, — о том, чтобы удалил его от меня». – Я три раза при разных обстоятельствах молился, — говорит Павел. Я просил Господа Своей великой силой положить конец этой дьявольской атаке, которой подвергается так горячо любимая мной церковь. Но Он сказал мне: «Довольно для тебя Моей благодати, Я не прекращу твои испытания, у тебя есть благодать, потому что сила становится совершенной в слабости. Ты еще недостаточно слаб, Павел, еще не достаточно слаб. У тебя было слишком много видений, слишком много откровений, твоя плоть может слишком сильно возгордиться, тебе нужно смириться. И сильнее всего ты смиришься тогда, когда твоя церковь, где ты добился больше всего успеха, отвернется от тебя.

Многие из нас, кто несет какое-нибудь служение, задаются вопросом, почему больше всего нас критикуют те, кто находятся …. прежде всего, в той церкви, где ты и трудишься. И если даже критика идет не от церкви, то от других церквей, от других пасторов и христианских лидеров. В мой адрес было высказано много подобной критики. Кстати, из мира гонения приходят ко мне достаточно редко. Редко когда из мира в мою сторону звучала ложь, клевета и злоречие. Почти в девяноста девяти процентах случаев оно исходит изнутри церкви. Конечно же, это удручает и очень хочется встать на свою защиту. Но, подобно апостолу Павлу, начинаешь понимать, что этим Бог смиряет тебя, когда ты испытываешь благословения. Поэтому Он говорит Павлу: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». Чем меньше ты веришь себе, тем более полезен ты для Меня.

И Павел отвечает: «Потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова». Братья и сестры, в конечном итоге, я хочу сказать, что ваши шрамы, нанесенные вам обиды, высказанная против вас ложь, перекрученные и перевернутые наизнанку ваши слова, обвинения в ваш адрес и гонения – все это не что иное, как испытания, которыми Бог ведет вас к совершенству. И такое совершенство вам необходимо.

Бог продолжает Свою работу и укрепляет вас через оскорбления, которые могут и разгневать. Но если они и в самом деле принесут вам гнев, и горечь, и ненависть, и мстительность, то вы будете становиться все слабее, и слабее, и слабее, пока не окажетесь отрезанными от общения верующих, потому что они не захотят иметь с вами дела, пока вы не окажетесь в положении, когда утратите благословения Божьи, приходящие вместе с прощением, приходящие вместе с вашим прощением. Бог продолжает работу, укрепляя и освящая вас именно через эти оскорбления.

Поэтому не сильно переживайте о личном оскорблении, хорошо? Отнеситесь к нему с безразличием, даже внутри семьи, даже в отношениях с супругой или супругом, даже среди друзей. Больше думайте о личной святости. Осознайте, что оскорбления и раны, нанесенные близкими, переживаются гораздо болезненнее – раны от друзей кажутся просто невыносимыми – но все же примите их. Подумайте о личной святости, к которой они ведут. И когда наносятся оскорбления, искушающие к непрощению, то прощайте в ту же минуту, потому что освящение, которое Бог совершает в вашей жизни, гораздо важнее, чем эти оскорбления.

В заключении хочу прочитать, что сказал один святой достаточно давно: «Месть иногда кажется человеку сладкой, но это всего лишь подслащенный яд. Ее привкус горький, как ад. Прощение сладко, оно приносит мир и осознание Божьего расположения. Простив, испытываешь освобождение от ран. Тогда к обидчику относишься, как будто он и не ранил. И потому больше не чувствуешь зуда и боли от обиды. Прощение – это щит, отражающий все раскаленные стрелы лукавого. Прощение несет небеса на землю, в растревоженной душе поселяется райский мир». Итак, достигайте прощения, ради Бога, ради вас самих, ради церкви. Помолимся.

Отче, мы еще раз благодарим Тебя за чудесный вечер общения. Благодарим Тебя за верное собрание людей, любящих Тебя. Благодарим, что они не только любят погружаться в глубины Слова Божьего, но возлюбили Того, кто есть тема всего Писания – Тебя, великого Бога, единого в Троице. Благодарим Тебя за любовь к истине, которая характеризует эту церковь. И если это правда, если мы любим истину, записанную и воплощенную, то мы с радостью примем и ее требования. Значит, мы примем и важность прощения. Мы тут же свободно и без условий будем прощать, ожидая, что, возможно, однажды обидчик подойдет и будет искать полного примирения. Но со своей стороны, мы будем прощать. Помоги нам усвоить этот урок, принять раны, принять нападки, принять непонимание, принять все то, что было сказано без доброты, несправедливо, нечестно, принять все немилостивые уколы и тотчас же даровать прощение, зная, что эти раны есть не что иное, как испытания, которыми Ты совершенствуешь нас. Дай нам, подобно апостолу Павлу, благодушествовать в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях, ведь когда мы изнемогаем под гнетом этих испытаний, Ты делаешь нас сильными.

Господь, еще раз благодарим Тебя за истину. Мы благодарны Тебе за Духа Святого. Если бы мы остались без Него, мы бы не имели силы так жить. Но благодаря тому, что в день Пятидесятницы Ты излил Святого Духа, теперь все, кто во Христе, – храм Святого Духа Божьего. Спасибо Тебе, что Дух живет в нас, помогая нам быть послушными и жить в благодати, милости и прощении. Это явная демонстрация того факта, что Христос живет в нас, ибо мы прощаем так, как и Он простил нас. Господь, используй нас на этой неделе, чтобы мы могли встретиться с теми, кому мы могли бы поведать о Твоем славном воскресении. Спасибо за прекрасный день, за то, что дал нам время хвалы и поклонения Тебе, во имя Христа. Aминь.

Джон Мак-Артур

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s