Лев Толстой, дневники

21 сентября 1905. Ясная Поляна. Унылое состояние.

Начал думать, что это оттого, что никто меня не любит. Стал перечислять всех нелюбящих. Но вспомнил, за что меня любить? Именно не за что.

Только бы мне любить, а это их дело. И любят меня много больше, чем я того стою.

Потом ночью много думал о себе. Я исключительно дурной, порочный человек.

***

Во мне все пороки, в высшей степени: и зависть, и корысть, и скупость, и сладострастие, и тщеславие, и честолюбие, и гордость, и злоба.

Нет, злобы нет, но есть озлобление, лживость, лицемерие. Всё, всё есть, и в гораздо большей степени, чем у большинства людей.

Одно мое спасенье, что я знаю это и борюсь, всю жизнь борюсь. От этого они называют меня психологом.

***

Когда грустно, тяжело, стыдно, стоит только подумать, что это-то мне и нужно побороть, и всё проходит, а иногда и радостно становится.

***

Люди, не работая, то есть не исполняя один из законов своей жизни, не могут не ошалеть. Так шалеют перекормленные домашние животные: лошади, собаки, свиньи.

Нынче 6 июня. И опять то же состояние грусти, жалости к себе.

Лег поздно. Очень тяжело. Какое-то странное душевное состояние. Как будто что-то в мозгу. И все та же слабость.

Очень тяжело. Все хочется плакать.

Добавить комментарий

